На главную
ВСТРЕЧА ДАРИЯ С ПАСТУХАМИ, Саади. «Бустан». Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 11.134.2, л. 19 б. 1522—1523 гг. Бухара
ВСТРЕЧА ДАРИЯ С ПАСТУХАМИ, Саади. «Бустан»


Вопрос о том, каким должен быть настоящий царь, властелин, трактовался многими поэтами Востока, среди которых были Низами, Джами, Навои, бравшие на себя миссию поучения, вразумления правителя. В «Бустане» Саади также заключена тема назидания царям.
Одна из притч повествует о том, что царь Дарий во время охоты отбился от свиты. Встретив незнакомых ему табунщиков, он решил, что это враги, и взялся за лук и стрелы. Тогда пожилой пастух остановил его укоризненной речью:

Ах, это большой недостаток царей —
Не ведать отличья врагов от друзей!
Я ныне с любовью навстречу бегу —
Ко мне ты отнесся как будто к врагу.
Могу распознать я любого коня
Из тысяч других, если спросишь меня.
Я тверд и разумен в служебных делах,
Будь пастырем паствы народной, о шах!

В мудром наставлении пастуха звучит наказ правителю — никогда не принимать какого-либо решения, от которого зависит человеческая жизнь, не разобравшись, в чем дело. Миниатюра восходит к образцам гератской школы, к одноименному произведению выдающегося живописца Бехзада (1488, Национальная библиотека, Каир). Небольшие изменения, внесенные мастером в этот лист, по сравнению с работой Бехзада, определяют приметы стиля Мавераннахра. Прежде всего — это неповторимое ощущение местного колорита, степной, кочевой жизни. Это больший бытовизм, подробности в передаче самого действия, как, например, деталь фона — сцена, где расшалившийся ребенок карабкается по каркасу юрты, а испуганная мать ловит малыша за ногу. Это и местный этнический тип лиц, и прорисованная в соответствии с модами того времени одежда — халаты, шапки, пояса, являющиеся важным датирующим моментом.
Композиция листа, несмотря на многообразие сцен, отличается цельностью, чему способствует ее ритмическое и цветовое решение. Назидательный сюжет трактован, как и в других случаях, в жанровом плане, но со стремлением к поэтизации среднеазиатского быта. Лист «Встреча Дария с пастухами» свидетельствует о творческом подходе автора миниатюр к образцам гератской школы, о его незаурядном таланте.
Миниатюры средней Азии