На главную
СВАДЬБА МИХРА И НАХИД, Ассар. "Михр ва Муштари". Галерея Фрир. Вашингтон. 1523 г. Бухара
СВАДЬБА МИХРА И НАХИД, Ассар. Михр ва Муштари


Как уже отмечалось, в живописи Среднего Востока зачастую бытовые сюжеты имели символическое значение. Это свойственно данному листу, представляющему свадебную сцену царевича Михра и прекрасной Нахид, дочери хорезмского царя Каявана.
Миниатюра, созданная в жанровом плане, может быть понята иносказательно, в духе софийской поэзии, где для выражения любви ко всевышнему использовалась лирико - любовная терминология, автор считал себя влюбленным, а предметом любви являлось божество. Еще в XIII веке выдающийся поэт Джелаладдин Руми писал:

Семь тысяч лет из года в год лепили облик мой,
И вот я ими закален; я уж давно влюблен.
Едва спросил Аллах людей :«Не я ли вага господь?»
Я вмиг постиг его закон! Я уж давно влюблен...

Иносказание, ассоциативность, символика типичны для рассматриваемого рисунка.
Своеобразна в своей условности его композиция, сочетающая вид экстерьера и интерьера, дворца и пейзажа.
Четкая геометрическая расчерченность фона, великолепный по красоте, разнообразный по мотиву орнамент дополняются изображением ряда деталей, передающих подробности дворцового быта. Это и персонажи — такие, как темнокожий слуга с ключами на поясе, охраняющий покои возлюбленных, оркестр, служанки, придворные дамы, оживленно обсуждающие событие, происходящее наверху, и реалии, дающие материал для изучения особенностей быта, — музыкальные инструменты, предметы художественного ремесла. Яркий, праздничный колорит, основанный на сочетании сине-голубых и желтоватых тонов, создает атмосферу радости и счастья влюбленных.
Миниатюры средней Азии