На главную
ВСТРЕЧА ФАРХАДА С КАМЕНОТЕСАМИ В ГОРАХ АРМЕНИИ, Алишер Навои. Собрание сочинений. Рукопись ГПБ, Дорн 559, л. 96. 1521 — 1522 гг. Шахрухия (Ташкент)
ВСТРЕЧА  ФАРХАДА С КАМЕНОТЕСАМИ  В ГОРАХ АРМЕНИИ, Алишер Навои


В отличие от праздничных картин пиршеств и изысканных любовных сцен, эта миниатюра посвящена труду простых людей. Она иллюстрирует один из эпизодов поэмы Навои, рассказывающий о том, как китайский принц, прекраснодушный и могучий Фархад, архитектор и каменотес, увидел в волшебном зеркале неизвестную страну и живущую в ней красавицу, которую он безотчетно полюбил. Узнав, что эта страна — Армения, Фархад направляется туда. По дороге он встречает измученных непосильным трудом ремесленников, прокладывающих арык среди скал. Движимый сочувствием к ним, Фархад за один день выполняет всю работу. В этом эпизоде воплотились фольклорные представления о Фархаде как о народном богатыре.
Рисунок отличается простотой и строгостью. Почти весь лист занимает изображение синих скал на фоне темно-желтого неба. Количество персонажей невелико — это каменотесы и Фархад, протягивающий к ним руки. Облик людей из народа передан с большой наблюдательностью, точен характер их внешности — заросшие бородой лица и бедные одежды — простые халаты, высокие бараньи шапки — кулохи.
Лапидарная манера живописи, сдержанный суровый темноватый колорит соответствуют настроению сюжета.
Главным героем своей поэмы Навои делает Фархада, в отличие от других авторов, писавших на эту тему, в частности, Низами, где основной персонаж — слабовольный царь Хосров. Поэт, а за ним и иллюстратор рукописи воспевали мужество, любовь к труду, мастерство Фархада, созидательный характер его деятельности. Эти черты свидетельствуют о демократических тенденциях среднеазиатской миниатюры.
Миниатюры средней Азии