На главную
Мухаммед-Мурад Самарканди. ЕДИНОБОРСТВО ВИТЯЗЕЙ, Фирдоуси. «Шах-наме». Рукопись ИВ АН УзССР, 1811, л. 82 б. 1556 —1557 гг. Средняя Азия
Мухаммед-Мурад Самарканда ЕДИНОБОРСТВО ВИТЯЗЕЙ, Фирдоуси. «Шах-наме»


Художник с большим мастерством передает динамику битвы. Здесь нет лишних деталей. Скупо и лаконично изобразив небольшое количество персонажей на фоне гористой местности и пустынного пейзажа, мастер выразил страстность, напряженность яростной борьбы. «Кадрируя» отдельные эпизоды, Мухаммед-Мурад создаёт впечатление картины боя.
Фигуры сражающихся заполняют почти весь лист. В центре его воины с луками и стрелами, с искаженными лицами, борющиеся не на жизнь, а на смерть. На склонах холма двое воинов наблюдают за их битвой. Пластика раскинутых рук и обмякших тел поверженных всадников словно олицетворяет секундную грань между жизнью и смертью. Сражение трактуется как кровавое, драматическое событие. Это отличает почерк художника от большинства батальных сцен, принятых в восточной живописи, где отрубленные головы составляли единый ковровый узор с цветами и щитами на поле боя. Фантазия и условная манера изображения сочетаются в миниатюре с реалистической наблюдательностью и документальной достоверностью. С этой точки зрения большой интерес для историков и этнографов представляет изображение оружия, костюмов и снаряжения, упряжи и осадных сооружений в баталиях «Шах-наме».
Миниатюры средней Азии