На главную
Мухаммед-Мурад Самарканди. ОПЛАКИВАНИЕ ИСКАНДЕРА, Фирдоуси. «Шах-наме». Рукопись ИВ АН УзССР, 1811, л. 353. 1556—1557 гг. Средняя Азия
Мухаммед-Мурад Самарканда ОПЛАКИВАНИЕ  ИСКАНДЕРА, Фирдоуси. «Шах-наме»


Миниатюра отлична от выполненной несколько раньше на ту же тему бухарской иллюстрации из «Вала Искандера» Навои. Она небольшого размера, горизонтального формата. Главное место отведено людям, оплакивающим Искандера. Здесь нет бурных движений, резких жестов, все сосредоточено на передаче внутреннего напряжения горестной сцены скорби, и это находит выражение в психологии лиц.
Легкие наклоны фигур, повороты голов создают своеобразный ритм, нарушающий застылость, статику поз скорбящих, вносят беспокойство в композицию.
На гладком лиловом фоне резко выделяется черная земля, черные одежды женщин и мужчин. Этот цвет очень редко употреблялся в среднеазиатской живописи, поэтому здесь он звучит особенно сильно, подчеркивая настроение общего горя.
Такому ощущению способствуют и асимметрия композиции и форма самого листа, верхняя правая часть которого срезана текстом. Это особо выделяет левую часть, где изображены плакальщицы у гроба. Лапидарность изображения, отсутствие бытовых деталей, орнаментированного архитектурного и пейзажного фонов, лилово-черная, чуть разбавленная золотистым благородная тональная гамма усиливают суровость рисунка, столь непохожего на изысканные миниатюры придворных мастеров. Необычная манера художника Мухаммед-Мурада, острота выражения чувств, демократические тенденции ставят его творчество в ряд выдающихся достижений искусства Средней Азии XVI века.
Миниатюры средней Азии