На главную
ЮСУФ ПЕРЕД ЖЕНЩИНАМИ ЕГИПТА, Джами. «Юсуф и Зулейха». Частное собрание. США. 1550-е гг. Бухара
ЮСУФ ПЕРЕД  ЖЕНЩИНАМИ ЕГИПТА, Джами. «Юсуф и Зулейха»


Сюжет этот был распространен на Среднем Востоке и неоднократно иллюстрировался, обретя устойчивый канон изображения сцены, когда влюбленная в своего раба Зулейха показывает его приближенным, которых сражает красота Юсуфа.
Рисунок обрамлен отделяющей интерьер мозаично-нарядной архитектурной ширмой. На фоне портальной нити, на ковре — Зулейха, с любовной тоской смотрящая на Юсуфа, который входит в зал, неся сверкающий кувшин. Фигуры главных героев, расположенные по диагонали, сразу приковывают к себе внимание. Вокруг бассейна, где плавают лебеди, сидят подруги и служанки Зулейхи, занятые очисткой гранатов. Пантомима жестов была основным средством выражения чувств в восточной миниатюре, поэтому восторг и изумление египтянок художник передает пластикой движения: одна из женщин прикусила «палец удивления», другие выронили из рук гранаты, порезав при этом руки, некоторые впали в беспамятство. Подобного рода своеобразный прием выражения эмоций оживляет традиционность решения.
Четкость линий и членений, характерная для Мавераннахра середины XVI века, отлипает этот лист от прихотливости современных ему композиций тебризской школы. Однако, несмотря на «геометричность» и изобилие орнаментики, миниатюра не кажется дробной благодаря цельности колористического решения, тональной гармонии.
Миниатюры средней Азии