На главную
ХАН В САДОВОЙ БЕСЕДКЕ С ПPИДВОРНЫМИ И МУЗЫКАНТАМИ, Правая половина диптиха. Миниатюра на отдельном листе. Государственный музей искусства народов Востока. Москва. Середина XVI в. Бухара
ХАН В САДОВОЙ БЕСЕДКЕ С ПPИДВОРНЫМИ И МУЗЫКАНТАМИ


Классическая для времени Абдуллы II сцена маджлиса в саду. По-видимому, изображен сам хан в молодые годы в окружении придворных, музыкантов, кравчих и слуг. Музыка, стихи, ученая или веселая беседа заполняют досуг собравшихся. Легкий павильон водружен под вешними деревцами, среди пышной зелени и цветов, близ бассейна с проточной водою арыков, в котором плещутся утки. В рациональности композиции, поддержанной горизонтально-вертикальными членениями и симметричным расположением участников, нашел свое художественное выражение отработанный веками ритуал парадного приема. Об одном из таких маджлисов повествует в своих «Записках бухарского гостя» Фазаллах ибн Рузбихан: «Утром на четвертый день, его высокостепенное ханское величество соизволил сойти в Баг-и Hay и... оказал честь ханскому престолу своей благородной особой...
Его султанское величество Хамза-Султан, удостоившись права оказания почестей хану, расположился по правую сторону счастливой руки. Удостоились почета и чести соответственно их службе и другие султаны. Имели честь присутствовать в том радостном собрании и высокодостойные улемы и ученые, совершившие много трудов. Каждый занял подобающее место согласно рангу и чину».
«Этикетность» построения листа родственна величальному словарю хвалебных касыд и придворных хроник, но так же, как в литературе, художник дает свой ответ, обогащая шаблонную композицию. Создающая ощущение праздничности красотою линий и ритмом, сочным цветопостроением, тонкостью деталей и цельностью целого, миниатюра «Хан в садовой беседке» из собрания ГМИНВ является одной из лучших в художественном наследии Бухары.
Миниатюры средней Азии