На главную
ЦАРЬ ЗАСТАЕТ КАЗИ ПЬЯНЫМ, Саади. «Гулистан». Рукопись ГПБ, ПНС 110, л. 83 б. 1566 — 1567 гг. Бухара
ЦАРЬ  ЗАСТАЕТ КАЗИ ПЬЯНЫМ, Саади.  «Гулистан»


Изображена одна из сцен назидательной новеллы «О любви и юности», где говорится о старом судье — кази, влюбившемся в молодую красавицу и ставшем на путь порока. Царь узнал об этом и решил приехать к кази внезапно, чтобы проверить правдивость слухов. Появившись в доме старика, он действительно застал его пьяным.
Композиция миниатюры перенасыщена декоративным орнаментом, архитектурными деталями, усложнена трехъярусным построением. В верхней части — гарем, из окон второго этажа выглядывают красавицы; рядом за решеткой ограды — сад. Ниже, во дворике, вымощенном узорными плитками, лежит пьяный босой кази, рядом — его молоденький собутыльник. Царь с осуждением наблюдает их недостойное поведение; в приоткрытую дверь заглядывает слуга. Еще ниже — улица перед домом, где расположилась свита царя с его конем. Сложное, многоплановое построение листа, орнаментация сочетаются с бытовыми наблюдениями, такими, как фигуры пьяного кази в развившейся чалме и раскачивающегося, полусонного, неряшливо одетого юноши. Интерес представляет и довольно редко встречающееся в живописи Мавераннахра изображение ночного, усыпанного звездами неба с серебряным полумесяцем.
Стиль рисунка и ряд художественных приемов свидетельствуют о восприятии иллюстратором данного списка некоторых традиций сефевидской школы Ирана.
Миниатюры средней Азии