Двойные фронтисписы «нейтрального» характера, изготовлявшиеся специализировавшимися в этом жанре художниками, получили большое распространение в бухарских рукописях ко времени Абдулла-хана II. «Пары влюбленных» несколько напоминают листы «Антологии» 1529, однако за четыре с половиной десятилетия утонченный «гератизирующий» стиль заметно трансформируется в школе Бухары. Маломасштабность, миниатюрность в буквальном смысле слова, изысканность цветовых переходов, согласованность ритмов уступили место основательности, укрупненности, яркому колориту. Фронтисписы 1520-х и 1570-х годов различаются между собой, как отливающая золотыми нитями шелковая завеса и декоративное сюзане.
Заметно меняется облик персонажей: художники вырабатывают близкий местному типу несколько тяжеловесный силуэт, подчеркивая округлости женских фигур и луноликость лиц. Крошечные рты, как у мужчин, так и женщин, расположены близко к носу, отчего подбородок приобретает массивность; напротив, руки и ступни влюбленных «галантно» малы. Своеобразный наклон головы девушки, составляющий горизонталь с плечом, «опрокинутые» цветы у ручья, полосатая скатерка, наброшенная на ковер, и другие перечисленные приметы характерны для почерка художника Абдуллы, при участии или по образцам которого, по-видимому, и был выполнен данный диптих.
Если непосредственный сюжет его — превратности любви, ссоры и примирения, связан с естественным, оптимистическим жизнеощущением, то двуплановость суфийских иносказаний, трактующих любовь как постижение истины, позволяет истолковывать миниатюры в смысле несовершенства наших стремлений, ограниченности человеческого разума, который, казалось бы, достиг желаемого, но оно не дается и ускользает...
|