На главную
ПОХОД ТИМУРА В ИНДИЮ, Хатифи. «Тимур-наме». Британский музей. Лондон. Add. 22703, л. 64 б, 65. Список 1560-х гг. Миниатюры конца XVI или начала XVII в. Средняя Азия
ПОХОД ТИМУРА В ИНДИЮ, Хатифи. «Тимур-наме»

ПОХОД ТИМУРА В ИНДИЮ, Хатифи. «Тимур-наме»


Миниатюра иллюстрирует исторический эпизод. Как и большинство батальных сцен рубежа XVI—XVII веков, этот диптих отличает многообразие форм, многофигурность, перенасыщенность действием. Стремительные движения воинов, стреляющих из лука, обнаживших мечи, с копьями наперевес мчащихся на скакунах или наступающих на боевых слонах, развевающиеся знамена, клубящиеся облака придают листу динамику, ощущение жестокого сражения.
Напряженный ритм, четкость линий и контуров, плоскостность, условность сочетаются с документальной точностью в проработке деталей одежды, воинского снаряжения, оружия, упряжи. В отличие от изображений битв более раннего периода, фон здесь почти отсутствует, весь лист заполнен сплетающимися в схватке фигурами. Стилистическое решение композиций в ряде деталей приближается к миниатюрам индийских рукописей, Элементы архитектуры, балдахин с птицей, рисунок листвы деревьев, упряжь слонов, их ножные браслеты с бубенчиками, да и сами животные, которых вряд ли мог так хорошо знать среднеазиатский мастер, одежда индийцев — кушаки, плащи, тюрбаны, — выполнены с исторической достоверностью, в манере, характерной для могольской миниатюры времени Акбара. Все это свидетельствует о проникновении индийских влияний в среднеазиатскую живопись и о возможности участия приезжих мастеров в иллюстрировании мавераннахрских рукописей. Некоторые композиционные моменты миниатюр этого списка нашли воплощение в иллюстрациях рукописи «Зафар-наме» Шараф ад-дина Али Йезди, выполненной в Самарканде в 1628 году.
Миниатюры средней Азии