В истории рукописной книги XVI—XVII века знаменуются усложнением композиционных приемов как миниатюр, так и полей рукописей, которые наряду с орнаментальным узором стали украшаться сюжетными рисунками. В большинстве случаев их выполняли по трафарету (борьба дракона и феникса, обезьяны и птицы среди ветвей, «охотничьи мотивы»), но встречались и уникальные авторские решения — декоративные поля с жанровыми сценками, как, например, те, которыми художник Фархад, мастер XVII века, покрыл листы «Вустана» Саади.
Монохромные, с легкой подцветкой, они не связаны с содержанием изысканно начертанных стихов. Композиции развиваются от широкого наружного поля, по верхнему и нижнему полям, к узкому пространству у корешка.
Лист 142 б «Бустана», содержащий имя мастера, изображает лирическую сцену у водоема, среди цветущих деревьев, где молодой человек (возможно хан) нежится на коленях у возлюбленной. Их головные уборы — тюрбан с эгретом и тюбетейка с торчащим перышком — характерны для моды 1640—1660-х годов. Рядом — музыкантши, играющие на чанге и кануне (арфе и гуслях), девушка-кравчий и группа танцовщиц и служанок. Блестящими узорными колпаками накрыты блюда с пловом. Вся сцена оплетена, как орнаментом, садовыми цветами, переданными скорее натурально, нежели орнаментально.
Обращение к народной жизни, которое звучало в бехзадовских миниатюрах и у мастеров «новеллистического направления», нашло оригинальное решение в сельской сцене, не имеющей прямых параллелей в искусстве прошлых десятилетий. Проникновение демократических сюжетов в придворные рукописи Бухары уже отмечено было выше (табл. 41—45). Рисунки Фархада наделены чертами острого реалистического взгляда на мир (см. лист 111).
В художественном отношении поля страниц «Бустана» очень высоки. Но если легкое, узорное, «метафорическое» обрамление листов рукописей XV—XVI веков согласовывалось с ритмом каллиграфии и оттеняло гармонию и суть слова, то сюжетные рисунки «Бустана», их разобщенность с текстом несколько нарушают целостность манускрипта как единого организма.
|