На главную
Фархад. СЮЖЕТНЫЕ РИСУНКИ НА ПОЛЯХ, Каллиграф Насир kитабдар. Саади. «Бустан». Библиотека Честер Битти. Дублин. Pers. 274, л. 142 б. 1649 г. Бухара
Фархад СЮЖЕТНЫЕ РИСУНКИ НА ПОЛЯХ, Каллиграф Насир китаодар. Саади. «Бустап»


В истории рукописной книги XVI—XVII века знаменуются усложнением композиционных приемов как миниатюр, так и полей рукописей, которые наряду с орнаментальным узором стали украшаться сюжетными рисунками. В большинстве случаев их выполняли по трафарету (борьба дракона и феникса, обезьяны и птицы среди ветвей, «охотничьи мотивы»), но встречались и уникальные авторские решения — декоративные поля с жанровыми сценками, как, например, те, которыми художник Фархад, мастер XVII века, покрыл листы «Вустана» Саади.
Монохромные, с легкой подцветкой, они не связаны с содержанием изысканно начертанных стихов. Композиции развиваются от широкого наружного поля, по верхнему и нижнему полям, к узкому пространству у корешка.
Лист 142 б «Бустана», содержащий имя мастера, изображает лирическую сцену у водоема, среди цветущих деревьев, где молодой человек (возможно хан) нежится на коленях у возлюбленной. Их головные уборы — тюрбан с эгретом и тюбетейка с торчащим перышком — характерны для моды 1640—1660-х годов. Рядом — музыкантши, играющие на чанге и кануне (арфе и гуслях), девушка-кравчий и группа танцовщиц и служанок. Блестящими узорными колпаками накрыты блюда с пловом. Вся сцена оплетена, как орнаментом, садовыми цветами, переданными скорее натурально, нежели орнаментально.
Обращение к народной жизни, которое звучало в бехзадовских миниатюрах и у мастеров «новеллистического направления», нашло оригинальное решение в сельской сцене, не имеющей прямых параллелей в искусстве прошлых десятилетий. Проникновение демократических сюжетов в придворные рукописи Бухары уже отмечено было выше (табл. 41—45). Рисунки Фархада наделены чертами острого реалистического взгляда на мир (см. лист 111).
В художественном отношении поля страниц «Бустана» очень высоки. Но если легкое, узорное, «метафорическое» обрамление листов рукописей XV—XVI веков согласовывалось с ритмом каллиграфии и оттеняло гармонию и суть слова, то сюжетные рисунки «Бустана», их разобщенность с текстом несколько нарушают целостность манускрипта как единого организма.
Миниатюры средней Азии