На главную
ОХОТА В ГОРАХ, Джами. «Субхат ал-абрар». Библиотека Честер Битти, Дублин. Pers. 238, фронтиспис. Первая четверть XVII в. Самарканд
ОХОТА В ГОРАХ, Джами. «Субхат ал-абрар»


Пиршество и охота — воплощение радостей празднества и азартной забавы феодальных слоев. Сколько поэтических строф посвящено им в средневековой поэзии Востока! И не случайно темы охоты и царского маджлиса избирались миниатюристами Средней Азии и Ирана для диптихов, открывавших богато оформленные манускрипты, притом нередко безотносительно к их содержанию.
Мы уже видели такой фронтиспис начала XV века. Два столетия отделяют публикуемый на этих листах другой самаркандский диптих на тему охоты, а сколь явственно предстает в нем эволюция стиля. При сравнении мы отмечаем, что на миниатюре XVII века, пожалуй, утрачена завершенность композиции — изображение словно бы вырезано из длиннополосной картины, фигуры уже не столь миниатюрны и прописаны не с такою тонкостью. Изменен сам прием построения сцены — если там в движении все и вся, то здесь общий динамический строй охотничьего азарта и упоения гоном достигнут противопоставлением двух листов диптиха: разбросанные в разных планах фигуры молодых охотников, которые мчатся на горячих конях, стреляя с ходу, — в правой половине и спокойно уравновешенная группа царевича со свитой — в левой половине. Объединяет их ландшафтный фон: изрезанный контур горной гряды, причудливые выступы скал, корявые ветви деревьев, крона которых подобна орнаментированным опахалам.
Детали ландшафта (деревья, камни, скалы, скудная травка на склонах) и облик некоторых второстепенных участников сцены сближаются с миниатюрой Мухаммед-Дервиша. Быть может, и этот диптих принадлежит его руке?
Миниатюры средней Азии