Другая миниатюра на ту же тему выполнена выдающимся самаркандским мастером Мухаммед-Надиром в Кашмире, куда он сопровождал в 1616 году императора Джехангира. Насколько она богаче по содержанию и средствам выражения, нежели предыдущая! Неизвестно, чью версию «Юсуфа и Зулейхи» иллюстрировал художник (во всяком случае не Джами), но миниатюра сама раскрывает сюжет своим красочным повествованием.
Композиционно изображения строятся в нескольких планах — одно над другим (подразумевается одно за другим): богатый караван с проводником — юлчи, который обменивается впечатлениями со странствующим на ослике дервишем; колодец, из которого добросердечный купец Малик извлекает юношу, и лицемерно охающие рядом братья; странствующий фокусник с обезьянкой; ковер с яствами, на котором купцы слушают мудрую беседу старцев; вдалеке город у подножия скалы.
В сопоставлении с другими близкими по времени миниатюрами великомогольской Индии эта стоит особняком. Передача общего фона — неба, города, гор, легкая моделировка фигур — отвечает стилю индийской миниатюрной живописи; в изображении же людей, их типов, костюмов, поз (особенно собеседников на ковре) и в композиции отдельных групп мастер верен среднеазиатской манере. Дисгармонии при этом не возникает: Му-хаммед-Надир нашел то взаимопроникновение двух изобразительных систем, которые определили в его творчестве среднеазиатско - индийский художественный синтез.
|