На главную
Мухаммед-Дервиш. ШАХ И ДЕРВИШ, Саади. «Бустан». Библиотека Честер Битти. Дублин. Pers. 297, л. 26 б. Начало XVII в. Самарканд
Мухаммед-Дервиш ШАХ И ДЕРВИШ, Саади. «Бустан»


В дидактических стихотворных притчах «Бустана» Саади нередок сюжет назидания, с которым обращается к власть имущим мудрый дервиш. Термин «дервиш» — буквально «нищий» — имел на Среднем Востоке расширительный смысл: это бедняк по убеждению, отвергнувший тщету суетных стремлений к богатству, власти, житейским усладам, как помеху к нравственному совершенствованию и возвышенному единению с божеством через постижение его высшего духовного смысла. Но дервишизм не пассивен: странствуя по белу свету и разъясняя слушателям категории добра и зла, дервиш ставит целью внедрение мудрых правил общественного и житейского поведения, дабы восторжествовали в конечном счете правда, добро и справедливость.
Сам Саади — величайший персидский поэт (XIII в.) был таким странствующим проповедником. Большинство его поэтических притч вошло в два классических сборника— «Бустан» («Плодовый сад») и «Гулистан» («Цветущий сад»). В соответствии с духом эпохи, на которую ригоризм ислама наложил неодолимую печать, многие из них облечены в сказания, связанные с деяниями пророка Мухаммеда, первых халифов, знаменитых шейхов. Но наряду с тем поэт широко привлекал и житейские эпизоды с глубоким нравственным подтекстом. Тема поучений дервиша, обращенных к царю, богачу, высокопоставленному лицу, занимает в «Бустане» большое место. Естественно, что и иллюстраторы этого сборника неоднократно обращались к ней, выработав одну из канонических композиций: на лоне природы, где повстречались шах и дервиш, последний адресует венценосцу призыв к справедливости, разумному правлению, рассудительности во всех своих деяниях. На миниатюре самаркандского художника Мухаммед-Дервиша (в чьем имени, видимо, зашифрована его принадлежность к одной из дервишских сект) передан подобный сюжет поучения мудреца. В четырехплановом построении ландшафта (небеса и три гряды холмов) характерна орнаментально-декоративная разработка деталей: регулярно размещенные, прорисованные штришками травы, овальные гладкие камни. В композиции царит неторопливый ритм, отвечающий общему настроению сцены: прибывший на охоту шах и его свита внимают поучению мудреца, восседающего у жерла пещеры, которая служит ему обиталищем. В миниатюре Мухаммед-Дервиша обращает внимание выразительность лиц, особенно двух главных персонажей.
Миниатюры средней Азии