На главную
БАХРАМ-ГУР В ГОЛУБОМ ДВОРЦЕ, Низами. «Хамсе». Рукопись ГПБ, ПНС 66, л. 160. 1648 г. Бухара
БАХРАМ-ГУР  В  ГОЛУБОМ  ДВОРЦЕ, Низами. «Хамсе»


Свидание Бахрам-Гура с магрибской принцессой в голубом (или синем) дворце — один из эпизодов «Семи красавиц». Весь лист выдержан в изысканных переходах — от молочно-голубого до бирюзового и синего. Несколько акцентов оранжево-красного: решетки балконов второго этажа, гранаты на блюдце в глубине кобальтового по цвету мощеного дворика,— подчеркивают градации цвета.
Разбивка четырех колонок текста, частично включенного в миниатюру, определяет построение и ритм композиции. По сторонам центральной оси восседают Бахрам-Гур и красавица. Справа и слева служанки и музыканты, поддержанные расположением персонажей более мелкого масштаба в балконных нишах второго яруса.
Пантомима жестов помогает глазу зрителя окинуть взором женщину в проеме балконной двери, оглядеть вместе с ней опирающегося на мутаку Бахрам-Гура, который, положив руку на плечо царевны, внимательно слушает сказку о злоключениях Махана в заколдованном саду. Затем взгляд зрителя обращается к левой части композиции.
Художник не стремятся передать национальный характер магрибской царевны. Его, как и читателя, в данном случае интересует не типаж, а элемент волшебства, занимательный рассказ, ради которого Бахрам-Гур пришел в синий дворец. Сама же принцесса и в этом, и в других случаях изображена, согласно канону красоты, в этикетной позе, среди архитектурных ширм, зачастую увенчанных луковичным индийским куполом. Красавица одета в узкую кальтачу, обрисовывающую грудь (подобная манера изображения была заимствована из индийского искусства), и конусообразную тюбетейку с эгретом — костюм, характерный для среднеазиатских миниатюр второй половины XVII века.
Миниатюры средней Азии