На главную
ОХОТА ИСКАНДЕРА, Низами. «Хамсе» Рукопись ГИБ, ПНС 66, л. 3 1648 г. Бухара
ОХОТА ИСКАНДЕРА, Низами. «Хамсе»


Композиция из четырех конных фигур производит впечатление стремительной и многолюдной сцены благодаря динамизму, тонкому письму, детально разработанному пейзажу и многочисленным аксессуарам. Три розово-охристых горных пика (цвет которых перекликается с цветом полей рукописи) вырисовываются на голубом небе, отделяя гряду пологих, контрастных по цвету и ритму холмов.
Линии расположения всадников, скачущих и пораженных животных вторят очертаниям пространственных планов, завершаясь бугристой кромкой выгоревшей травы по нижнему обрезу миниатюры. Ощущение движения усиливают расположенные по диагонали строки текста в правом верхнем и нижнем левом углах. Не следует забывать, что текст читался справа налево, — так же построено движение юного царевича, копьем наперевес пронзающего льва.
Восхищает любовь художника к тонкой детали. Он расписывает узор ткани на чалме, расшитые сапожки охотника, колпачок, надетый на голову ручного сокола, попонку охотничьей собаки, завитки волн в горном ручье... Индивидуальной манерой этого мастера является обводка белым контуром по темному, в том числе синему, складок одежды. И это повторяется из листа в лист, так же, как изображение врагов, которых он представляет рыжими, с голубыми, словно выпадающими из орбит, глазами.
Миниатюры средней Азии