Та же тема, что и на миниатюре из списка «Шах-наме» XV века, но как по-иному дает свое назира художник, работавший более полутора столетий спустя в аштарханидской Бухаре!
На обширном листе манускрипта, где рамки, оставленные переписчикам, не устраивают мастера и он выходит на поля, всего четыре участника (один из них на коне) и конь Рустема, который ржет в тревоге. Могучей фигуре Рустема противостоит тщедушный Бахман. Еще два участника, по содержанию поэмы необязательные, введены на втором плане в чисто композиционных целях. Роль их не только в том, чтобы оттенить поразительный акт мощи Рустема жестами изумления; распределение за скалами фигур людей и коня усиливает эффект многоплановости горного ландшафта, где гряды гор как бы облекают уходящее вглубь обширное пространство. Не применяя перспективных построений, мастер создает иллюзию бескрайних хребтов и ущелий. Художник влюблен в природу среднеазиатских гор, которая у него слита воедино с общим духом героических странствий и подвигов Рустема.
|