На главную
Мухаммед-Муким. БАРБАД ИГРАЕТ ПЕРЕД ХОСРОВОМ, Фирдоуси. «Шах-наме». Рукопись ИВ АН УзССР, 3463, л. 508 а. 1664 г. Бухара
Мухаммед-Муким БАРБАД ИГРАЕТ ПЕРЕД ХОСРОВОМ, Фирдоуси.  «Шах-наме»


Величайший музыкант Востока Барбад, родом из Мерва (ныне городище Гяур-кала в Туркменской ССР), славился как выдающийся композитор, певец и исполнитель на лютневом инструменте, называвшемся уд, руд, а по его имени также барбад. Барбад был знатоком музыкального наследия, создателем множества песен (говорили о том, что у него на каждый день года — особая песнь), импровизатором, откликавшимся новыми произведениями по разным поводам. Барбад считался украшением двора одного из последних сасанидских царей, Хосрова Парвиза (591 — 628). На миниатюре — традиционная сценка царского отдыха на лоне природы, до или после охоты царя: на лугу переносный тахт, на котором восседает государь, рядом кравчий, сокольничий, слуги и Барбад, услаждающий его слух игрою и пением.
Примечательна мелкая надпись на ступеньке у тахта: «Писано ничтожным Мухаммед-Мукимом». Крупные, грузноватые фигуры, лаконичный пейзаж, построенная на контрастах, но сдержанная гамма красок характерны для Мухаммед-Мукима и в других иллюстрированных им манускриптах.
Художественные качества этих и иных миниатюр руки Мухаммед-Мукима из данной рукописи «Шах-наме» явно уступают работам первого миниатюриста, хотя дошедшие до нас многочисленные подписные миниатюры Мухаммед-Мукима указывают на его видную роль в бухарских придворных художественных мастерских, во главе которых он, возможно, был поставлен.
Миниатюры средней Азии