Традиционный, неоднократно повторявшийся иллюстраторами «Шах-наме» эпизод испытания Сиявуша передал бухарским художником XVII века совершение по-новому. Если обычно юный царевич представлен в белоснежной одежде скачущим на коне через костер, то здесь он сидит в костре, разведенном на зеленом лугу. На фоне голубого неба золото пламени и густые черные клубы дыма образуют как бы причудливый, зловещий цветок, в центре которого юноша в красном одеянии и лиловой чалме. По-иному переданы и четверо ошеломленных свидетелей, в числе которых отец Сиявуша Феридун — они не на дальнем плане, как это было принято, а на переднем, подчеркивая жестами изумления свое отношение к жестокому акту оправдания невинного.
В поисках обновления композиции и цветопостроений художник решительно отвергает шаблонную изобразительную схему, противопоставляя ей свое творческое видение темы.
|