Миниатюры средней Азии, Живопись

В столице Хорасана возводились многочисленные общественные строения, поощрялись художественные ремесла: со всех концов стекались в Герат ученые, художники, артисты и стихотворцы. На музыкально-литературных собраниях — маджлисах звучали гуманистические стихи шейха поэтов, великого Абд ар-Рахмана Джами и обсуждались несравненные рисунки, приносимые первым миниатюристом двора Камаледдином Бехзадом (ок. 1455 —1535). Гений Бехзада, художника разностороннего, работавшего и в бытовом,  и в лирическом жанрах, положившего начало «живописным хроникам» и индивидуальному портрету, решительно повлиял на всех мастеров гератской школы, придав ей стилистическое единство. Уместно, однако, подчеркнуть, что «художник века» Бехзад не был абсолютным новатором: новое слово в искусстве он возвестил, стоя на вершине тех достижений, которые явились итогом поисков и свершений целой плеяды иллюстраторов, трудившихся на протяжении XV столетия в Герате и Самарканде, в Тебризе и Ширазе. И не случайно свидетельство одного восточного автора, что Бехзад был учеником тебризского мастера Пир-Сейид-Ахмеда, который в свою очередь обучался у мастера Джехангира из Бухары: достоверно оно или нет, но в нем как бы запечатлено представление о синтезе традиций разных школ в творчестве гениального гератского миниатюриста.
Китабхана — мастерская рукописных книг в Герате существовала со времени правления сына Тимура Шахруха (1405—1447). В конце XV века производство рукописей, требующее многосложной дифференциации труда и высокой выучки поколений каллиграфов, сосредоточилось в мастерских Шираза и Герата, которые снабжали своей творческой продукцией другие удельные княжества. В этом отношении очень красноречив пример знаменитой рукописи «Хамсе» Низами 1494—95 годов (Британский музей, Оr. 6810), иллюстрированной Бехзадом и предназначенной для потомка Тимура Султан-Али Мирзы-Барласа, правившего в Самарканде, что свидетельствует о тесных гератско-мавераннахрских связях этой поры.
Примечателен составленный, видимо, в эпоху Тимуридов статут — рисаля — устав цеха среднеазиатских живописцев — наккашей (редчайший список его хранится в фундаментальной библиотеке Ташкентского государственного университета). Помимо обязательных для мусульманского средневековья восхвалений аллаха и иных религиозных формул, здесь дается разъяснение возникновения живописного искусства. Как дань нормам мусульманского благочестия, искусство это возводится к деяниям самого пророка Мухаммеда, которого якобы обучил живописи, вручив ему при этом 32 краски, архангел Джебраил, с тем чтобы Мухаммед украсил мечеть Медины. И после этого, гласит рисаля, живопись стала «заповедной, обязательной, законной, рекомендуемой».

В Уставе указано, что со времени Мухаммеда было 1950 замечательных мастеров (уста) — наккашей, из них наиболее выдающихся — двенадцать. Судя по тому, что в списке последних еще не упомянут великий Бехзад, рисаля был составлен не позднее второй половины XV века. Трудно судить, идет ли в нем речь лишь о художниках книги или также о мастерах настенной орнаментальной росписи. Но показательно упоминание в этом рисаля в числе художников Шамседдина — одного из создателей миниатюр «Шах-наме» XIV века из коллекции Демотта, а также мастера Уста-Баба, который известен по другим историческим источникам как художник узбекского происхождения Баба-наккаш, прибывший при султане Баязиде II в Турцию, где положил начало турецкой школе миниатюристов.


Фрагмент настенной росписи дворца на Афрасиабе
Фрагмент настенной росписи дворца на Афрасиабе


В списке выдающихся наккашей мусульманского Востока некоторые поименованы в рисаля с указанием мест их происхождения, причем наряду с художниками родом из Балха, Кашгара. Багдада названы уста Убейд из Бухары. Абди-Джелал из Ташкента, уста Джелаледдин из Андижана. Их подписные миниатюры пока неизвестны, но это объясняется вообще отсутствием сигнатур на подавляющем большинстве миниатюр Средней Азии и Ирана в добехзадовский период.
Вторая половина XV века была крайне неблагоприятной для развития миниатюры в Средней Азии. Идеологический диктат шейха Ходжа-Ахрара, в чьих руках послушной игрушкой были самаркандские Тимуриды, определил торжество мусульманского мракобесия, подавившего подъем интеллектуальной жизни, которым было ознаменовано время правления Улугбека. Но хотя в эту пору многие творческие силы перемещаются в блистательный Герат Султан-Хусейна Байкары. где пребывает и творит плеяда миниатюристов во главе с гениальным Бехзадом, живопись в Мавераннахре не угасает, а как бы отходит в тень.
Не окончательно принята всеми исследователями, но безусловно правомерна среднеазиатская атрибуция рукописи «Шах-наме» (С-822 Института востоковедения АН СССР), включающей 72 миниатюры. В создании их участвовало не менее трех художников — двое иллюстрировали текст, а третий выполнил двойную миниатюру, вклеенную в качестве форзаца. Два основных иллюстратора «Шах-наме», очевидно, поделили работу так, что в то время, как один выполнял миниатюры к первой половине поэмы, другой их делал ко второй. Оба принадлежали к единой школе и работали в одной манере, но разница очевидна, и первый заслуживает более высокой оценки. Похоже, что это были первоклассный мастер и его способный ученик. У первого все образы миниатюрней, выписаны они тоньше, колорит насыщенней, фигуры людей и скалы не просто окрашены, но как бы моделированы цветом. У второго фигуры крупней, колорит светлее, цвета очень звучные, но нанесены ровной, локальной закраской. Первый предпочитает сюжеты остро драматического характера (битвы героев, сражение с чудовищем, испытание огнем), в которые он вносит напряженность композиций и романтическую трактовку пейзажей. Второй охотно избирает жанровые темы (экзекуция, работа в кузнице, примерка одежды, строительство укреплений и др.), хотя в соответствии с эпическими событиями поэмы и у него немало баталий и поединков. Общи для обоих художников немногофигурность композиций (от двух до пяти человек), сходная цветовая гамма, идентичные бытовые детали, в частности одежда, обувь, головные уборы. Среди последних отмечается ограниченное число чалм и преобладание тех войлочных шапок-куляхов с отворотами или с меховой опушкой, которые столь типичны для северной среднеазиатской среды.

На рубеже XV—XVI веков на Среднем Востоке назревали исторические перемены, положившие конец государству Султан-Хусейна и гератскому культурному кругу. Кочевые узбеки под предводительством Шейбани-хана, пришедшие из степей, расположенных севернее Сырдарьи, в 1499 году вторглись в Мавераннахр, а в 1507 году заняли Герат. Столицей Шейбанидов стал Самарканд. Сам Шейбани-хан спустя несколько лет погиб в сражении с основателем новой династии в Иране Исмаилом Сефеви. С этого момента Мавераннахр обособился от обширных земель Хорасана, однако борьба за тимуридское наследство, обостренная разногласиями на религиозной почве, не утихала целое столетие. Эти обстоятельства не могли не повлиять на характер среднеазиатской миниатюры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Миниатюры средней Азии