¬верх ¬низ
Опубликовано: Октябрь 31, 2014

Фото для "Что такое археология?"

Что такое археология?

1. Предмет и задачи археологии как науки. Источники, памятники, археологические культуры

Историческая наука изучает прошлое человечества — становле­ние и развитие человеческого общества, его производительных сил и производственных отношений, т. е. возникновение и развитие материальной, общественной и духовной жизни людей.

О прошлом человечества и исторических событиях мы узнаем на основании изучения исторических источников. Источников много, они разнообразны, но все их можно разделить на две основ­ные группы: письменные и вещественные.

Археология изучает в большинстве своем вещественные источ­ники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Ино­гда археологам приходится иметь дело с письменными источни­ками и памятниками, не скрытыми под толщей земли, например с наскальными рисунками и сохранившимися древними построй­ками. Однако основные археологические источники добываются из земли. Земля хранит в себе огромное количество разнообраз­ных вещественных материалов. Добыванием их, изучением и по­строением выводов о жизни людей в прошлом и занимается спе­циальная историческая наука — археология. Следовательно, задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологиче­ских источников как можно полнее восстановить картину истори­ческого прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что про­изошло, где произошло то или иное событие, когда произошло и почему.

Археология как наука имеет свой предмет исследования и свои, особые, присущие только ей, методы накопления и изучения источников. В этом отношении археология является самостоятель­ной исторической наукой. Вместе с тем история и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследо­вания, цели же исследования одни и те же — изучение истории человеческого общества во всей его совокупности.

Археология, в отличие от истории, не занимается изучением всех разделов, она дает основной материал по истории первобыт­ного общества и значительный дополнительный материал по исто­рии рабовладельческого и феодального общества. Однако значе­ние археологии в системе человеческих знаний огромно. Прежде всего она необыкновенно широко раздвинула хронологические рамки истории. Обычные, с точки зрения историка, письменные сведения позволили в свое время осветить историю общества лишь на протяжении не более пяти тысяч лет, т. е. в основном период зарождения и развития классового общества. Введение в оборот археологических источников позволило изучить историю доклас­сового общества, тот огромный по времени период исторического развития человечества, который совершенно лишен письменных источников. Археология привела нас к истокам человеческой циви­лизации.

Археологические источники весьма разнообразны. Основу их составляют многочисленные орудия труда, предметы быта, остатки строений и оружие, а также памятники духовной жизни людей.

Таким образом, в археологии древняя вешь является основным средством познания исторического процесса, потому что в архео­логических предметах скрыты дела, а иногда и мысли исчезнув­ших поколений. Среди источников особое значение имеет изучение орудий труда. «Средства труда, — по выражению К. Маркса, — не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показа­тель тех общественных отношений, при которых совершается труд»В этом отношении археологические источники выгодно отличаются от письменных: они непосредственно, довольно полно и объективно отражают материально-производственную деятель­ность людей. Всестороннее изучение вещественных источников поз­воляет проникнуть в сущность производственной деятельности прошлых эпох и образ жизни самих производителей: «...какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Следова­тельно, археология способна реконструировать не только экономи­ческую историю древнейших обществ, но и в целом процесс исто­рического развития.

Археологические источники можно объединить в несколько групп: орудия труда, оружие, предметы быта, материалы духов­ной культуры.

Надежным хранилищем археологических источников является земля. Количество добытых из земли предметов ежегодно увели­чивается. Через каждые 20—30 лет количество археологических источников удваивается, что приводит к качественно новым выво­дам и способствует постоянному развитию науки. Однако обнару­жить археологические предметы можно только в определенных местах, связанных с жизнью и деятельностью древних людей. Та­кие места называются археологическими памятниками. Памятники разнообразны по своему характеру.

Наиболее распространенными памятниками являются поселе­ния, т. е. те места, где древние люди оставили следы своей трудо­вой жизни и быта. Более поздние поселения людей раннего желез­ного века обычно имеют остатки укреплений в виде валов и рвов. Такие укрепленные поселения называются городищами. На посе­лениях в земле находят остатки жилищ, каменные, бронзовые или железные орудия труда (в зависимости от того, к какому времени относится поселение).

Не меньшее значение в науке имеет второй вид памятников — погребения древних людей. В разных частях СССР известно мно­жество различных могильников, отличающихся своим устройством н относящихся к различным временам. Это склепы, сделанные из камня, урны, земляные или каменные курганы и обыкновенные грунтовые могилы, ничем не отмеченные на поверхности земли. Наиболее распространенными археологическими памятниками яв­ляются грунтовые могилы и курганы. Курган — это холм, насы­панный из земли или камней над погребением или несколькими погребениями. Курганные погребения располагаются обычно груп­пами и реже — поодиночке. Археологам часто приходится иметь дело с бескурганными могильниками, которые не имеют никаких признаков на своей поверхности, поэтому их гораздо труднее об­наружить.
 
Что такое археология?  

Среди археологических памятников большой интерес представ­ляют древние горные выработки и литейные мастерские. Сохра­нившиеся места добычи камня, штольни и плавильни эпохи бронзы и раннего железа позволяют восстановить картины про­изводства, создают конкретное представление о труде наших дале­ких предков. Древние рудники расположены обычно в горных районах страны — там, где есть металлические руды: на Кавказе, Урале, Алтае, в Саянах.

Ценный материал археолог может получить, исследуя не только древние могилы, но и разгадывая тайны наскальных изображений, так называемых писаниц, которые создавались древним населе­нием в самые различные эпохи, начиная от древнекаменного века.

В ряде южных районов Советского Союза сохранились остатки древних гидротехнических сооружений и дорог, которые также являются ценными археологическими памятниками.

Археологические памятники в ходе их исследования дают в руки исследователя не только вещественные источники. Напри­мер, при изучении поселений, кроме собранных материалов, боль­шое значение имеет изучение конструкций, расположение и коли­чество жилищ, изучение условий расположения самого поселения; при исследовании могильников — обряд погребения, расположение и направление погребенных, устройство погребальных сооруже­ний; при изучении писаниц — техника нанесения рисунка на ка­мень, сюжеты, художественная манера исполнения и т. д.

Очень важно умело исследовать памятник, так как археоло­гические материалы даже в пределах памятника находятся не повсеместно, а его изучение в большинстве своем связано с раз­рушением. Например, на поселениях предметы деятельности чело­века залегают в земле, в так называемом культурном слое.

Что представляет собой культурный слой? Если толщу земли на поселении разрезать вертикально, то ясно будут видны отдель­ные слои земли: от самого нижнего — материкового основания до самого верхнего — дерна. Если на этом месте было поселение древнего человека, то где-то в толще этих природных напласто­ваний будет находиться слой, насыщенный остатками деятельно­сти человека, состоящий из строительного и хозяйственного му­сора, органических перегнивших веществ, углей, золы, следов жи­лищ, хозяйственных ям. Это и будет культурный слой. На разных поселениях он различен по цвету, насыщенности остатками дея­тельности человека, глубине залегания и толщине. Особенно­сти культурного слоя являются очень важными. Например, глу­бина залегания культурного слоя, кроме тех вещей, которые в нем содержатся, служит показателем того, как давно жили здесь люди: культурный слой на поселениях раннего железного века обычно залегает сразу под дерном, а культурный слой стоянки каменного века, как правило, приходится исследовать на значительной глу­бине. Иногда на одном и том же поселении может оказаться не­сколько культурных слоев, относящихся к различным археологи­ческим эпохам. Слои могут залегать непосредственно один над другим в том случае, когда жизнь на поселении развивалась долго и непрерывно. Но они могут быть разделенными наносными про­слойками глины или песка, в толще которых не встречаются археологические предметы. В таком случае ясно, что жизнь на поселении прерывалась на длительное время, а потом с приходом сюда людей снова возобновлялась.

Археологов интересует и толщина культурного слоя. Культур­ный слой образовывался медленно, год за годом. Чем дольше жили люди на одном месте, тем больше отложилось в земле остат­ков их деятельности и, следовательно, толще культурный слой. Культурный слой может быть толщиной в несколько сантиметров, но он может достигать и нескольких метров. Например, в Новго­роде толщина культурного слоя доходит до 9 метров.

Археолог ведет исследование поселения, изучая состав и после­довательность залегания культурных слоев и сооружений, их соот­ношение. Такое изучение слоев на местности называется страти­графией (описание слоев). Открывая сохранившиеся в земле остатки человеческой деятельности, археологи в большинстве слу­чаев имеют дело с источниками, отражающими материально-про­изводственную и духовную жизнь людей прошлого. Эти источники далеко неоднородны: они различаются по эпохам, а внутри каж­дой эпохи археологические памятники и материалы различаются либо по времени, либо территориально. На основании этих раз­личий археологи выделяют археологические культуры. Таким об­разом, археологи имеют дело с большими комплексами, которые называются археологическими культурами.

Археологической культурой называется комплекс одинаковых археологических материалов — орудий труда, оружия, посуды (включая форму и орнамент), украшений, полученных из однород­ных археологических памятников, занимавших определенную тер­риторию и относящихся к одному времени. Ясно, что определен­ные комплексы вещественных предметов и памятников являются продуктом человеческой деятельности. Иногда археологическая культура принадлежит одной этнической общности людей или возникла на базе прочного единства хозяйственного и духовного развития нескольких родственных между собой групп древнего населения. Археологические культуры имеют в большинстве слу­чаев условные названия — по названию мест первых находок или наиболее значительных памятников, например: андроновская, трипольская культуры; или по наиболее характерным археологиче­ским признакам, например: древнеямная, катакомбная культура. Археологическая культура является основной единицей классифи­кации и систематизации вещественных источников.

Работа археолога складывается, как правило, из трех больших этапов. Началом археологического исследования является раз­ведка и раскопки археологических памятников, результатом кото­рой является сбор научного материала. При этом будущему учи­телю истории надо помнить, что все археологические памятники в нашей стране являются национальной собственностью, они охра­няются государством. Раскапывать их могут только подготовлен­ные для этих целей лица по специальному разрешению. По резуль­татам раскопок ученый должен представить в Институт археоло­гии отчет. Таким образом, раскопки археологических памятников являются делом государственным. Самовольные раскопки ка­раются законом. Процесс раскопок неповторим, а плохо раскопан­ный памятник утерян для науки. Деятельность учителя и школ должна быть направлена на выявление памятников и их охрану, воспитание у подрастающего поколения уважения к древностям нашей страны. Собранные источники становятся полноценным историческим материалом только после их лабораторной обра­ботки и исследования, в ходе которых применяются различные методы определения материала, его структуры, назначения пред­метов, устанавливается их связь с другими предметами. После этого наступает третий, завершающий этап археологического ис­следования— кабинетная работа археолога, описание жизни древ­них людей на основании проведенных исследований и полученных данных.

Значение археологии в системе знаний росло постепенно. Ар­хеология принадлежит к важнейшим гуманитарным наукам. Не­смотря на древность предмета изучения, археология исключительно современна своей марксистско-ленинской методологией, целями, задачами изучения, высокой ролью в формировании научных знаний.

Археология тесно связана с другими гуманитарными и есте­ственными науками: антропологией, изучающей строение человека в историческом и расовом аспектах развития; этнографией, изуча­ющей культуру ныне живущих народов; палеонтологией, изучающей костные остатки вымерших животных; языкознанием, геологией, физикой, химией, ботаникой, зоологией, почвоведением и многими другими науками.

Археология в СССР является конкретным научным подтверж­дением марксистского философского взгляда на развитие чело­века, на этапы развития человеческой культуры, материального производства, идеологии и общественных отношений. Она изучает конкретно-исторические процессы происхождения народов, их рас­селение, сложение элементов культуры и их развитие. Значение археологии определяется тем, что, изучая различные завоевания человечества на путях прогресса, она тем самым показывает всем, как складывались основы современной цивилизации, современной культуры. Археологи шаг за шагом изучают процессы возникно­вения земледелия и скотоводства и их последствия для человече­ства, последствия революций в области техники и всей матери­альной жизни, вызванные, например, изобретением лука, колеса, возникновением металлургии и многого другого, т. е. такие явле­ния прошлого, без которых немыслимо было возникновение основ современной цивилизации.

Своими методами исследования археология связана с совре­менными достижениями целого ряда других, иногда, казалось бы, далеких от нее наук, таких, как физика, в том числе и ядерная, химия, металлография, спектроскопия. Самые современные ме­тоды, разработанные этими науками, применяются в археологии для определения возраста предмета, его структуры, назначения и прочих данных.

Археология как гуманитарная наука служит делу воспитания мировоззрения, формированию культуры и прочных научных зна­ний по истории. Археологический материал, благодаря своей кон­кретности, дает возможность ярко представить прошлое, вчераш­ний день нашей многонациональной Родины.

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР


От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.