¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 1, 2014

Нижний палеолит


    В истории человека, особенно ранних периодов, исключительно большое значение имела природная среда. Можно сказать, что вся деятельность человека есть процесс постоянного взаимоотношения человека и окружающей его природы. Природа, в которой жили люди раннего палеолита — архантропы, Ha территории  СССР характеризуется в основном  субатлантическим климатом. В то время обитали теплолюбивые животные: гиппопотам, древний слон, бе­гемот, примитивная лошадь, первобытный бык, зубр. Русскую равнину занимала обширная зона широколиственных лесов, к югу простирались лесостепи с дубовыми лесами. Похолодание усилилось только к концу нижнего палеолита. Оно связано с оледене­нием, охватившим значительную территорию материка Евразии и Северную Америку. В CCCР оно вызвало сокращение территорий, занятых теплолюбивымиг лесами, и привело к исчезновению неко­торых видов животных. Почти вся территория нашей страны лежит в умеренных широтах, вне области становления и первоначального обитания человечества. Заселение территории СССР людьми нижнего палеолита происходило в разное время и из разных центро.

Нижний палеолит

Серьезными препятствиями расселению были колебания климата, наступления и отступления морей. Первые дюди появились на территории СССР в позднешелльское время,  примерно 600—400 тыс. лет, из более южных зон своего первоначального обитания. Они расселились в Закавказье, в южных районах Средней Азии, на Алтае и в Приамурье, принеся с собой уже сложившиеся навыки коллективной жизни, добывания пищи и изготовления ору­дий труда.

Впервые в СССР нижнепалеолитические  стоянки человека стали известны в 20-х годах XX в. Больше всего раннелеолитических стоянок открыто в Закавказье. Там они расположены тремя большими группами. Одна группа стоянок находится на высокогорном плато Армении, вторая — на_Черноморском побережье Кавказа и третья — в Имеретин. Среди них выделяются стоянки: Яштух, Ку даро, Цонская и Азыхская  пещеры. В Армении нижнепалеолитические стоянки обнаружены на холме Сатани-Дар (Холм сатаны) и Азии - На склоне этого холма на площади более 1 тыс. были собраны раннепалеолитические орудия труда. Большинство орудий относится к самому концу шелльской и началу ашельской культур/ Самые благоприятные условия для заселения и проникновения человека были в районах Днестра, Донца (Выхватинцы и Хрящи), Волги, Cpeдней Азии и  Кзахсгана. Древнейшие орудия обнару­жены на поверхностях сопки Борык-азган около г. Джамбула, Жачан-Айбат — около г. Джезказгана. Отдельные архаичные орудия 1звестны в Ферганской долине и в горах Тянь-Шаня; в Южной Си­бири они обнаружены в Филимошках на р. Зее, в Улалинке и в Усть-Канской пещере на Алтае. Очевидно, эту эпоху можно счи­тать главнейшим этапом расселения первобытного человека на теаритории нашей страны.

Уже в раннепалеолитическое время люди выработали различ­ные каменные орудия труда вполне определенных форм, которые употреблялись ими в трудовых процессах.

Значительная роль среди раннепалеолитических орудий принадлежит  ручному рубилу. Рубила делались из целых или из расколотых вдоль галек. Эти орудия имели устойчивую форму, и делались они с помощью определенных приемов скалывания поверхности, получивших название техники двусторонней оббивки.

В нижнем палеолите сложились соответствующие той эпохе приемы изготовления орудий, которые в археологии носят название техники обработки камня. Камень для древнего человека был тем средством, при помощи которого можно было изменять другие предметы, воздействовать на окружающую среду.

Не всякий камень шел на изготовление орудий труда. Перво­степенное значение имели свойства камня и его форма. Камень должен быть твердым и в то же время хорошо раскалываться, не крошась, чтобы от его поверхности можно было скалывать куски разной величины и формы. Наиболее распространенной породой камня, отвечающей этим качествам, был кремень и сходные с ним породы. При недостатке кремня человек делал  орудмя из более мягкиу пород кямня - кварцита, плотного песчаника, кремнистого известняка или более вязких полудрагоценных камней: халцедонa, агата, яшмы.

Основным, материалом для изготовления орудий труда была речная или морская галька. Наиболее удобные для изготовления простейших рубящих орудий были гальки овально-уплощенной формы. Чтобы придать гальке форму орудия, ее поверхность обрабатывали с помощью ударов. Производилась так называемая оббивка. Удары наносились другим камнем, который назывался отбойником.. Отбойниками  чаще всего были удлиненные, похожие на сигару гальки. Оббивка небольших и средних галек производилась в руках, без упора, крупные же обрабатывались на земле или спе­циальных наковаленках. Гальку начинали оббивать с более узкого конца. Первый скол создавал условия для дальнейших ударов, ко­торые можно было наносить по сколотой поверхности уже с двух сторон. Поэтому оббивка носит название двусторонней. С каждым последующим ударом возрастало число таких ударных площадок, нанося удары по краям которых, оббивая поверхность, можно было получить орудие нужной формы — ручное рубило.

Рубило было универсальным по своему назначению орудием. С его помощью выполняли многие виды работы, в которых требовалось применить  острие или режущее лезвие. Им можно было наносить сильные удары, резать, дробить кости, копать. Возможно, что рубила служили оружием при защите или нападении.

Рубило было не единственным орудием человека шелльской и ашельской культур. Вместе с рубилами встречаются орудия  меньших размеров: грубые проколки, остроконечники, примитивные скребла, сделанные из расколотых галек.

Различия между шелльской и ащельской культурами порой не­значительны. На таки.х древнейщи.х стоянках, как Сатани-Дар, Лука-Врублевецкая, Яштух, как правило, содержатся вместе шёлльские и ашельские орудия. Но все же надо признать, что в ашельскую_культуру совершенствуется обработка камня. Если форма шелльских рубил определялась в основном естественной формой гальки, то в ашельскую культуру путем более частых и мелких сколов рубилу придавали нужную форму, поэтому рубила по форме становятся более дазнообразными. Появляются орудия овальные, удлиненные, треугольные, дисковидные.  Различная форма орудий зависит, есатественно от их  назначения в процессе деятельности, т. е. дифференцируется назначение самих рубил.

На изготовление орудий труда в шелльско-ашельское время шли не только целые гальки, но и массивные грубые отщепы, которые скалывали с поверхности крупных галек. В руках, чело­века после скалывания оставалось ядро, которое называется нуклеусом Шелльско-ашельские нуклеусы, следовательно, имели вид грубых, оббитых с поверхности камней. Из полученных таким образом сколов, или отщепов, делали скребки, острия, резцы. Форма предмета при этом во многом зависела от формы самого отщепа. Отщепы имели твердый и острый край и после незначи­тельной обработки, а часто и без нее использовались как орудия труда.

В ашельскую культуру был сделан новый шаг в освоении се­верных пространств по сравнению с обитанием шелльского чело­века. Ашельские орудия известны около Житомира в Полесье, в гроте Выхватинцы в Молдавии, на Днестре и Нижней Волге.

Однако самые замечательные ашельские памятники по-прежнему находятся на Кавказе. Их много вдоль Черноморского побережья в районе Сухуми, в Южной Осетии, где открыта пещера Кударо-1, в Джрабере около Еревана. Джрабер — это древнейшая мастер­ская каменного века, расположенная на месте выхода обсидиана, где найдено множество нуклеусов, скребел, остроконечников.

Нижний палеолит. Впервые в СССР нижнепалеолитические  стоянки человека стали известны в 20-х годах XX в

Распространение ашельских памятников на территории СССР показывает, что люди заселяли нашу страну в древности в не­скольких направлениях. Очевидно, через Закавказье расселялись люди, родиной которых была Передняя Азия, Африка и Южная Европа. Характерным признаком этой культуры было ручное ру­било. К востоку от этой культурной области лежала область азиатской ашельской культуры, культуры массивных рубящих орудий с широким рабочим краем, которые получили название чопперов. В СССР они найдены на р. Зее, на Тянь-Шане, неда­леко от Ташкента, в Южном Казахстане.

К концу ашельской культуры в ряде мест ее облик несколько меняется: появляется своеобразная техника дробления камня па куски и изготовления орудий из этих кусков, складывается тех­ника скола. На стоянках этого тина встречаются грубые ядрища — нуклеусы, оставшиеся после того, как с них скололи от­щепы, и крупные пластины довольно правильных овальных, тре­угольных или округлых очертаний, которые идут на изготовление орудий труда. Такая техника обработки камня путем сколов назы­вается техникой леваллуа. Свое название она получила по назва­нию местонахождения близ Парижа.

Шелльские и многие ашельские стоянки относятся к так называемым стоянкам открытого типа. Они расположены на возвышенных неоткрытых местах — там, где есть камень, из которого изготовлялись орудия труда. Считают, что люди в шелльское время не имели длоговременных укрытий и тем более жилищ. Они вели в основном бродячий образ жизни в поисках пищи и задерживались только на тех местах, откуда брали камень и где делали орудия труда. Но уже в ашельское время произошли значительные изменения — люди стали заселять пещеры. Примером этого являются ашельские поселения в Азыхскои пещере и Кударо-1. Они документируют переход человека к оседлости и связанные с ней важные преобразования в быту. С заселением пещер, вероятно,  складывается и представление о первобытной коллективной собственности на  жилище, на близлежащие охотничьи территории, на запасы растительной и мясной пищи.

Возникновение первейшей коллективной формы собственности было связано с кол­лективными производственными отношениями. «Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разу­меется, результатом слабости отдельной личности...»' Приобре­таемая оседлость положила начало обособлению мужского и жен­ского труда. За женщиной   начала  закрепляться  определенная сфера общественно-трудовой деятельности. Она должна была за­ботиться об охране жилища, поддержании огня, заготовке топ­лива, растительной пище.

Пища человека, судя по условиям его жизни, была разнообразной: съедобные коренья, стебли растений и мясом животных. Значительным шагом вперед по пути прогресса было использование огня в различных целях.

На ранних ступенях развития человек во многом еще был связан с окружающей его средой, с животным миром. Люди жили небольшими группами (стадами), разбросанными по огромной территории и часто изолированными. Но такой коллектив принци­пиально отличался от биологического объединения обезьян. Такой коллектив был древнейшей общественной организацией людей и его только условно можно называть стадом, или гаремной семьей. В нем имелась такая могучая сила, как коллективная трудовая деятельность. В коллективном труде и в общении заключался источник силы первобытных людей, их преимущество перед жи­вотными и грозными силами природы.

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 


От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.