¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 1, 2014

Мустьерский период в археологии

Мустьерский период в археологии


 Начавшееся еще в нижнем палеолите oлeдeнeниe увеличива­лось. Мустьерская культура — время жизни неандертальцев — складывается в рисс-вюрмское межледниковье и заканчивается в суровое вюрмское оледенение. Территория расселения неандер­тальцев была обширнее, приспособленность его к окружающей среде —более активной, чем у людей раннего палеолита. Природ­ные условия, в которых жили неандертальцы, принципиально от­личались от современных. В результате значительного увлажнения и некоторого общего похолодания климата в северных областях Eвропы, Азии и Америки образовывались мошные ледяные покровы,  занявшие вскоре огромные пространства северных и средних   широт. Значительная часть современной Восточно-Европейской равнины была,покрыта льдом. Центр этого оледенения лежал в Скандинавии. Другой мощный ледяной барьер покрывал Урал и Западную Сибирь (Таймырский  ледник), а на северо-востоке нашей страны возвышался Чукотский ледяной барьер. Мало того, что лед покрывал огромные просторы материков, ледяной массив возвышался в некоторых местах до двух километров. На многие миллионы квадратных километров простиралась безмолвная, не­обитаемая ледяная пустыня. Свидетельством того, что представляли собой  древние ледники,  является  ледяной массив Гренландии. Напоминания ледниковой эпохи мы видим в современном рельефе северных широт с его речными долинами, массой озер, камнями-валунами.

Огромные ледники не оставались в одном и том же состоянии. Ледниковая эпоха делится на три больших периода, связанных с пocледoвaтeльными кoлe6aниями климата, вызванных наступанием и отступанием ледника. Климат ледниковой эпохи отличался большой влажностью, прохладным летом и сравнительно мягкой зимой. В приледниковой зоне ландшафт в основном был тундро­вый и лесотундровый: травы и кустарники служили кормом бесчисленным стадам травоядных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей. Ближе к ледникам обитали типичные представители приледниковой зоны: мускусный овцебык и песец.

Значение своеобразных ледниковых природно-климатических условий в истории человека чрезвычайно велико. Дело в том, что в мустьерский период развитие человека достигло такого уровня, который позволил, в отличие от многочисленных представителей животного мира, приспособиться и устоять перед суро­выми условиями природы.  В свою очередь новые условия способствовали более быстрому накоплению опыта человека, активи­зировали его сознательную деятельность и позволили сделать следующий значительный шаг по пути прогресса. Уже в конце ашельского времени люди начали осваивать пещеры, которые были первыми надежными и совершенно необходимыми жили­щами человека; холодный климат заставил мустьерского человека приобрести одежду из шкур зверей. Особое значение в жизни человека  имело освоение огня путем высекания искры при ударе кусков кремня и путем трения сухого дерева. Изобретение одежды, способа добывания огня и освоение жилищ способствовали рассе­лению Первобытного человека на ранее неосвоенных территориях.

В СССР в мустьерский период были прочно освоены просторы Крыма, Южной Украины, южных районов Сибири; чёловек расселился до Урала, в приледниковую зону. Большая группа мустьерских стоянок открыта в Крыму в гротах Киик-Коба, Волчий, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба, на Чер­номорском побережье Кавказа, в Ахштырской и Завалишинской пещерах. На Северном Кавказе известно обширное стойбище древнего человека у станции Ильской на Кубани. В горах Сред­ней Азии была открыта мустьерская стоянка в гроте Тешик-Таш в Узбекистане. Вслед за этим мустьерские поселения были открыты в Каракумах, в долине Сыр-Дарьи. Стоянки мустьерской культуры известны на берегах Десны, Среднего Дона и Средней Волги, т. е. в тех местах, которые были не доступны человеку шелльско-ашельского времени. Обитание мустьерцев зафиксировано в бас­сейне р. Чусовой.

Интереснейшим памятникам — мустьерской культуры является грот Киик-Коба в Крымских горах. У самого дна пещеры под куль­турным слоем был обнаружен скелет грудного ребенка без черепа, а посредине пещеры лежали остатки скелета взрослого человека. Пещера Киик-Коба представляет собой широко открытый и не­глубокий навес, в верхнем слое которого были расчищены остатки костров, масса костей мамонта, оленя и других животных. Боль­шинство костей расколото. На некоторых из них видны следы насечек и заглаживания. Очевидно, уже в это время кость впервые начинает использоваться в производственных целях. Среди них имеются и настоящие костяные наковаленки, с помощью ко­торых подправляли каменные орудия труда.
 
Мустьерский период в археологии

Со стоянкой Киик-Коба сходна стоянка Чокурча около Симфе­рополя, где основной культурный слой находился на площадке около пещеры. Древние люди жили не только в пещере, но глав­ным образом вне ее, на площадке, вероятно там, где были поста­влены примитивные заграждения. О том, что люди не только осваивали пещеры, но и сооружали себе самые простейшие жи­лища свидетельствует Ильская стоянка и Молдова-1.
 
Мустьерский период

Исследования мустьерских поселений показали, что люди стали жить оседлой жизнью, они не только осваивали под жилища пе­щеры, но и сооружали себе жилища  на  равнинах. Примером такого жилища является открытый на стоянке Молдова-1 жилой комплекс из большого, круглого долговременного жилища с двумя пристройками, двумя очагами внутри и несколькими очагами во дворе. Центральную его часть составляло широкое ограждение из крупных костей мамонта. Площадь жилища была приблизи­тельно 40 м2. Каркас его сооружался, видимо, из жердей и покры­вался шкурами. В таком помещении обитало 15—20 человек, составлявших первобытную общину. Зафиксированное начало до­мостроительства в мустьерский период свидетельствует о новом этапе развития человеческой культуры.

Мустьерский период был значительным шагом вперед в раз­витии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по количеству и своим производственным функ­циям набор каменных орудий труда. Набор известных сейчас мустьерских орудий труда насчитывает около 60 типов. Среди них большое количество небольших орудий, которые при работе дер­жали не всей рукой, a двумя-тремя пaльцaми. Однако наиболее рас­пространенными орудиями являются: небольшие рубила, остроконечники и скребла. Остроконечник представлял собой треугольную пластину с широким массивным основанием. Конец ее заострен, а края подправлены дополнительными мелкими сколами, что обес­печивало более или менее правильную форму режущего края.

Скребло обычно делали из широкого отщепа. Лезвием служил дополнительно обработанный один из его краев. Орудия эти мно­гочисленны и судя по всему были предметами повседневного поль­зования. Вероятно, ими выполняли всякого рода работы, требую­щие применения острого режущего лезвия: снятие и обработка шкуры, разделка туши, выделка деревянных предметов.
 
мустьерский период - техника скола орудий

В мустьерский период дальнейшее развитие получает техника скола, которая была значительным шагом вперед по сравнению с более архаичными приемами обработки камня. Сначала скалы­вали с гальки валунную поверхность, а потом от нуклеуса, ядра камня, откалывали крупные пластины, которые шли на изготовле­ние орудий. Крупные пластины теперь становятся основным ма­териалом для изготовления орудий труда. Мустьерские нуклеусы обычно имеют правильную, почти круглую форму, поэтому их на­зывают дисковидными. В мустьерское время эти новые приемы совершенствуются и становятся основными. К тому же новая тех­ника улучшила и упростила получение многих орудий труда. Та­кую заготовку легче было превратить в орудие с острым лезвием, например, нож или наконечник копья, скребло или скобель, Исходный материал теперь расходовался экономно, значительно сокращались и отходы.
 
Мустьерский период в археологии

Основным занятием человека становится охота, а основным оружием — копье. Изобретение составных охотничьих орудий — копья, дротика с каменными наконечниками — несомненно, расши­рило возможности охоты. Охотничий промысел становится постоян­ным и ведущим занятием. Однако в процессе охоты решающее значение имели коллективные приемы охоты. Первобытные охот­ники широко использовали естественные ловушки, загоны.

В неразрывной связи с общим прогрессом человечества нахо­дится развитие сознания. Сознание неандертальцев впитывало значительное количество реальных представлений об окружающей их действительности. Знания, лежавшие в основе деятельности че­ловека и в основе его мышления, медленно, но последовательно нарастали, обогащали человека. Вместе с тем возникли первые зачатки религиозных представлений как фантастическое отраже­ние некоторых явлений окружающего его мира. Доказательством этого являются преднамеренные захоронения умерших. Древней­шие погребения в СССР известны в гроте Тешик-Таш (Узбеки­стан) и в Староселье (Крым). Появление погребений, несомненно, связано с осмысливанием состояния жизни и смерти. Очевидно, это были зачатки тех ложных в своей основе представлений, на основе которых позже возникли идеи о «душе» и потустороннем мире — представления, лежащие в основе всех более поздних ре­лигиозных верований и современных религий.
 
Древней­шие погребения в СССР известны в гроте Тешик-Таш (Узбеки­стан)

С освоением пещер, превращением их в долговременные по­селения, с коллективной трудовой деятельностью, в основе которой лежала охота, и развитием сознания связано сложение примитив­ной родовой организации. Длительное сожительство, преодоление животного эгоизма, забота не только о себе и своих потребностях, но и о потребностях всего коллектива, постоянная взаимосвязь и поддержка были характерны для общин неандертальцев. В освоивших пещеры и места охоты коллективах развивались внутригрупповые брачные отношения, т. е. складывались основы родовой организации на базе общей коллективной жизни, трудо­вой деятельности и первобытной собственности. Очевидно, перво­начально род представлял собой замкнутую (эндогамную) брач­ную группу людей. Но несмотря на этот примитивизм, образование эндогамных родов было большим событием в общественной жизни человечества, оно было следующей, более прогрессивной ступенью в развитии общественных отношений по сравнению с первобытным стадом.
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (1)

TrofimovA

Ноябрь 1, 2014


Фото для "Мустьерский период в археологии"





Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.