¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 1, 2014

Неолитическое искусство

Представления и мысли неолитических племен, живших на огромной территории нашей страны, нашли свое выражение в бо­гатом искусстве. Они умели удивительно разнообразно и сложно украшать свои сосуды, вырезать фигурки животных, птиц и антро­поморфных существ из дерева. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер создавались целые галереи рисунков, так назы­ваемые петроглифы или писаницы. Писаницами эти произведения искусства называются потому, что многие из них действительно написаны, они выполнены кирпично-красной природной охрой.
 
Неолитическое искусство

На территории СССР писаниц очень много, они расположены в самых различных местах, почти везде, где обитали неолитиче­ские охотники и рыболовы: на Кавказе, в Средней Азии, на край­нем Севере и на Дальнем Востоке.

Писаницы разнообразны, в них отразились особенности исто­рического развития больших групп неолитического населения, можно сказать, неолитических общностей. Поэтому они имеют свой неповторимый облик. Так, например, резко выраженную группу писаниц представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и солнечных дисков. Наиболее характерными для неолита Дальнего Востока являются рисунки у села Сикачи-Алян на берегу Амура. В этих сюжетах отразилось своеобразие истори­ческого прошлого края, где в неолите, как мы знаем, шло разви­тие оригинальных местных культур, созданных предками совре­менных амурских тунгусо-манчжурских племен. На Северо-Восточ­ной оконечности Азиатского материка расположены писаницы древних охотников на морского зверя.

Огромную, своеобразную область писаниц составляют неоли­тические наскальные р-исунки таежной и лесостепной зоны Сибири. Здесь известны писаницы на Ангаре и Лене, в Западной Сибири — на берегах Томи. Неолитические охотники изображали в основном животных, среди них прежде всего хозяина сибирской тайги — лося. Лось, основной объект охоты и источник жизни людей, изо­бражался с необыкновенной любовью: прорисовывались массив­ная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие пышные губы, тонкие изящные ноги.

К писаницам таежной Сибири по сюжетам и технике примы­кают наскальные рисунки Урала и севера европейской части СССР. Две большие группы петроглифов расположены в много­численных местах на Онежском озере и на побережье Белого моря.

На Онежском побережье наиболее значительными памятни­ками изобразительного искусства являются рисунки на мысах Бесов Нос и Пери Нос. На скалах Бесова Носа изображены олени, человеческие фигуры со звериными головами, идущие на лыжах люди, изобилие водоплавающих птиц, среди которых выде­ляются лебеди с длинными, грациозно изогнутыми шеями, исполинская рыба — скорее всего сом, символы солнца и луны и огром­ная человекообразная фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или изображающая мифического предка.

Особую область первобытного творчества представляют писа­ницы Средней Азии, Алтая и Тувы. К ним очень близки по сюже­там наскальные изображения Монголии и Забайкалья. Основным объектом творчества у живших здесь неолитических племен были горные козлы и бараны, вооруженные луком и стрелами охотники. Среди этих рисунков пока еще трудно выделить ранние, неолити­ческие изображения и более поздние, относящиеся к эпохе бронзы и раннего железного века.

Большой интерес представляют писаницы Кавказа. Пожалуй, наиболее ценными среди них являются наскальные рисунки в Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков очень много, и они различны по времени, от мезолитических до процарапанных ножом уже в средние века изображений всадников и караванов верблюдов. Однако большинство рисунков было нанесено в нео­лите. Это целые панно из танцующих человечков, контурные изо­бражения быков, стада лошадей и лучники.

Писаницы — это своеобразные произведения первобытного ис­кусства, выполненные на камне. Существовали два основных приема исполнения рисунка — красной охрой и путем выбивания рисунка на поверхности камня. Нарисованных изображений меньше, чаще встречаются рисунки выбитые. Среди выбитых ри­сунков бывают контурные и выбитые сплошь. Часто эти два приема передачи изображаемого сочетались. Рисунки выбивались твердым каменным наконечником. С помощью выбивки достига­лась определенная рельефность рисунка: оставляли, например, выпуклый глаз у лося, ноздри, разрез рта. Иногда путем выбивки показывали, например, внутренности зверя — ребра, аорту или горло, сердце, желудок. Таким образом, в технике нанесения ри­сунка существовали вполне определенные приемы, которые были одинаковыми везде. Такая же общность наблюдалась и в художе­ственных приемах, в своеобразном стиле неолитического искусства писаниц. Особенностями этого стиля является плоскостное про­фильное изображение животных. Человеческие фигуры чаще всего изображали в фас, с повернутой в сторону головой. Между рисун­ками не соблюдены пропорции: рядом с маленьким лосем может быть изображен непропорционально большой человек. Это искус­ство еще не знает приемов развитого искусства, здесь не пользо­вались для передачи действия передним и задним планом, не все­гда заботились об объемности изображаемого и передаче внутрен­него состояния, настроения.
 
Неолитическое жильё - Сара Брай (Чехия)
 
Неолитическое жильё - Сара Брай (Чехия)

Искусство писаниц зародилось на базе многотысячелетнего опыта и художественного творчества людей предшествовавшего древнекаменного века, которые создавали великолепные образцы пещерной живописи. Они, несомненно, исполнялись различными ма­стерами и в разное время. Однако большинство их объединено единством стиля и творческой манеры древних мастеров, в чем сказались не только художественные традиции, но и мироощуще­ние того времени. Неолитические охотники очень лаконично, опу­ская детали, умели передать образ зверя.

Это искусство возникло не ради одной эстетической потребно­сти рисовать, хотя чувство прекрасного, в том числе и потреб­ность рисовать, было не чуждо неолитическим охотникам. Смысл этого искусства очень глубокий, а образы наделены значительным содержанием. В рисунках запечатлены различные легенды, пре­дания и мифы о происхождении рода, предках, строении вселен­ной. Нередко рисунки носят явно повествовательный характер — это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные рисунки птиц, зверей, рыб, не связанные с каким-то определенным действием. Поэтому в целом петроглифы отобра­жают не только духовную, но и материальную жизнь. В отдель­ных рисунках и особенно сюжетных группах прослеживается не­сколько основных идей, которые волновали неолитических охотни­ков, заполняли их мысли и чаяния, были связаны с их повседнев­ной трудовой жизнью. Эти стремления застыли на тысячелетия в рисунках писаниц, придав им глубокий внутренний смысл. В них заложены в основном две большие идеи, волновавшие охотни­ков, — размножение животных, т. е. увеличение животных, от кото­рых во многом зависело благополучие родового коллектива, и удачная охота. Эти две идеи красной нитью проходят почти через все писаницы. Первая из них воплотилась в простодушных сценах спаривания животных, в многочисленных сценах, когда в оплодо­творении звериной самки участвует антропоморфное, человекопо­добное существо с телом мужчины и головой зверя. Вероятно, так изображался образ духа-покровителя рода.

Значительно шире в рисунках писаниц передана вторая жиз­ненно важная идея — удачная охота. Особенно интересные сцены охоты изображены в Кобыстане, Залавруге, на Урале, на берегах Томи, на Ангаре и Лене. На Белом море и на Чукотке известны сцены охоты на крупную рыбу и морского зверя с лодок при помощи гарпуна. На остальных писаницах это в основном охота на лесных и горных животных. В этих сценах передана трудовая жизнь людей. Охота была основным занятием населения. На писа­ницах показаны основные приемы охоты, среди них и сцены мас­совой, коллективной охоты на животных — загонная охота и покол.

Уникальная в своем роде сцена загонной охоты, целое полотно первобытной жизни изображено на Томской писанице. По кругу нарисованы вежки, по краям — динамические фигуры охотников с натянутыми луками и стремительно убегающий зверь. Загонная коллективная охота была широко распространена у сибирских народов вплоть до XIX в. Для этого с помощью вежек устраи­вался коридорный загон. Охотники загоняли стадо животных в этот коридор, а там их подстерегали другие охотники с луками. Такой загон изображен на камне. На ряде писаниц образно пере­даны сцены массовой охоты без загона. Примером такого рода сцен является очень древняя писаница в пещере Зараут-Камар в Узбекистане и рисунки Залавруги в Карелии.
 
Томская писаница

Томская писаница, фото: dcbs-nvkz.narod.ru

На Урале, в Сибири и других местах можно увидеть интерес­ные сцены другого массового способа охоты на животных — сцены покола. Этот способ хищнической охоты был широко распростра­нен в древности. Во время массовой сезонной переправы живот­ных стадами через реки охотники устраивали засады и убивали выходящих на берег животных.

Скалы с петроглифами были культовыми центрами неолитиче­ских племен. Рисунки наносились, вероятно, во время родовых праздников, проходивших весной. У подножия скал во время этих праздников, должно быть, совершались магические обряды, свя­занные с культом лося, культом солнца, под лучами которого ожи­вает вся природа, и культом предков. Во время праздников совер­шались магические обряды, складывались сказания. Составной частью таких праздников было создание рисунков, в которых нео­литические охотники запечатлели свое понимание окружающего мира.
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.