¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 2, 2014

Трипольская культура

Трипольская культура названа по поселению у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.

Памятники трипольской культуры занимают довольно обшир­ную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники изве­стны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей куль­турами на Дунае и Балканском полуострове.
 
Реконструкция трипольского жилища с поселения Владимировка [Пассек Т. С., 1949].
 
Реконструкция трипольского жилища с поселения Владимировка [Пассек Т. С., 1949].
 
Трипольских памятников известно около тысячи. Наиболее зна­чительные раскопки проводились на Коломийщине и во Владимировке. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем в 6000 было открыто 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Эти площадки оказались основаниями наземных глино­битных домов, которые делались из обожженной глины и покры­вались двухскатной крыщей. Восстановить устройство помещений помогли также глиняные модели трипольских жилищ, найденные на поселениях. Например, модель из поселения Сущковка около Умани изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа, в углу сделана сводча­тая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу комнаты, на небольшом возвышении показана фигура женщины — хозяйки дома, растирающей зерно на зернотерке. Рядом с ней стояли со­суды. Примерно такой же характер имели модели из Владимировки. Во Владимировке, кроме того, известны дома с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жерт­венниками.

Раскопки в Коломийщине и Владимировке позволили полно­стью реконструировать эти поселки. В Коломийщине, например, двумя концентрическими кругами располагались 39 жилищ, а во Владимировке было свыше 200 жилищ, расположенных пятью кру­гами. Жилища были направлены входами в центр круга. Про­странство внутри круга служило загоном для скота. Здесь же име­лись помещения хозяйственного назначения, которые одновременно служили местом родовых собраний. Вероятно, такой поселок до­полнительно укреплялся изгородью. Каждый поселок был местом обитания земледельческой родовой общины. Дома, возможно, при­надлежали отдельным патриархальным семьям.

Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельско­хозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и метал­лические, отлитые из меди.

Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Прове­денный исследователями анализ трипольских металлических изде­лий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной об­ласти.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются боль­шие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Раз­личные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так назы­ваемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти со­суды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они яв­ляются характерной особенностью культуры земледельческих энео­литических народов, и в частности трипольской культуры.

Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство посте­пенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разво­дили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появ­ляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изо­бражений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значи­тельно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, давав­шими мясо, молоко, молочные продукты. Для трипольского ското­водства характерно бесстойловое содержание животных, так назы­ваемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.

На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомога­тельную роль, они уступили место производящему способу произ­водства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, напри­мер, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охо­той, чем их соседи на Днепре.
 
Антропоморфные статуэтки трипольской культуры [Zbenovich V. G., 1996]. 1-4 - раннее Триполье; 5, 6 - среднее Триполье.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические пред­ставления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Слож­ный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобыт­ные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превраще­ние зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с кото­рыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изо­бражения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообра­зие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.
 
Сюжеты земледельческого цикла у трипольцев близки к сюже­там земледельческих племен Индии, к сюжетам религиозных гим­нов Ригведы и к древним крито-микенским культам.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обна­женной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения  голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими боже­ствами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из кото­рой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобраз­ными памятниками культа являются также глиняные крестообраз­ные жертвенники и модели домов.
Антропоморфные статуэтки трипольской культуры
 
Антропоморфные статуэтки трипольской культуры [Zbenovich V. G., 1996]. 1-4 - раннее Триполье; 5, 6 - среднее Триполье.
 
 
Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения.

Но наряду с этим существуют и другие мнения относительно происхождения трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении три­польской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельче­ского хозяйства.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. произошли значи­тельные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тыся­челетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекра­щается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным разви­тием скотоводства. Это привело к изменению социальных отноше­ний, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (5)

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Трипольская культура"


Основной набор продукции раннетрипольского очага металлообработки (раннее - начало среднего Триполья). 1, 2 - топоры-молотки; 3, 4 - тесла-долота; 5, 26 - пробойники; 6, 14, 21, 22, 27 -браслеты; 7 - височное кольцо; 8-13, 15, 16 - шилья; 17-20 - рыболовные крючки; 23 - подвеска; 24, 25 - булавки; 28, 29, 31 - полосовые заготовки; 30, 34-36 - антропоморфные бляхи; 32 - бусы; 33 - пронизки.

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Трипольская культура"


Карбунский клад [Авдусин Д. А., 1989]. 1-2 - сосуды, в которых находились вещи; 3-4 - медные топоры; 5-6 - медные браслеты; 7 - топор из мрамора; 8 - топор из сланца

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Трипольская культура"


Металлические изделия, маркирующие специфику среднетрипольского очага металлообработки (вторая половина среднего Триполья). 1-5 - топоры-тесла; 6-9, 14, 15, 20, 21 - ножи-кинжалы; 10-13, 16-19 - тесла-долота.

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Трипольская культура"


Трипольские каменные орудия [Zbenovich V. G., 1996]. 1 - нуклеус-отбойник; 2-4 - скребки; 5, 10 - проколки; 6, 7, 13, 16 - вкладыши серпов; 9 - скобель; 12 - нож; 14 - топор; 15, 18, 20 - тесла; 16, 17, 21 - наконечники стрел.

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Трипольская культура"


Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи [Авдусин Д. А., 1989]. 1 - сосуд с каннелированным орнаментом; 2 - сосуд с углубленно-прочерченным орнаментом; 3-10 - расписные сосуды; 11, 12 - мотивы росписи.


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.