Опубликовано: Ноябрь 2, 2014
У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.
От: TrofimovA

Похожие темы
----------------------------
Скрыть комментарии (5)
Трипольская культура
Трипольская культура названа по поселению у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.
Памятники трипольской культуры занимают довольно обширную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники известны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей культурами на Дунае и Балканском полуострове.
Памятники трипольской культуры занимают довольно обширную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники известны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей культурами на Дунае и Балканском полуострове.
Реконструкция трипольского жилища с поселения Владимировка [Пассек Т. С., 1949].
Трипольских памятников известно около тысячи. Наиболее значительные раскопки проводились на Коломийщине и во Владимировке. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем в 6000 было открыто 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Эти площадки оказались основаниями наземных глинобитных домов, которые делались из обожженной глины и покрывались двухскатной крыщей. Восстановить устройство помещений помогли также глиняные модели трипольских жилищ, найденные на поселениях. Например, модель из поселения Сущковка около Умани изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа, в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу комнаты, на небольшом возвышении показана фигура женщины — хозяйки дома, растирающей зерно на зернотерке. Рядом с ней стояли сосуды. Примерно такой же характер имели модели из Владимировки. Во Владимировке, кроме того, известны дома с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.
Раскопки в Коломийщине и Владимировке позволили полностью реконструировать эти поселки. В Коломийщине, например, двумя концентрическими кругами располагались 39 жилищ, а во Владимировке было свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами. Жилища были направлены входами в центр круга. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Здесь же имелись помещения хозяйственного назначения, которые одновременно служили местом родовых собраний. Вероятно, такой поселок дополнительно укреплялся изгородью. Каждый поселок был местом обитания земледельческой родовой общины. Дома, возможно, принадлежали отдельным патриархальным семьям.
Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.
Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.
Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.
Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются большие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти сосуды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они являются характерной особенностью культуры земледельческих энеолитических народов, и в частности трипольской культуры.
Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значительно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, дававшими мясо, молоко, молочные продукты. Для трипольского скотоводства характерно бесстойловое содержание животных, так называемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.
На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.
Раскопки в Коломийщине и Владимировке позволили полностью реконструировать эти поселки. В Коломийщине, например, двумя концентрическими кругами располагались 39 жилищ, а во Владимировке было свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами. Жилища были направлены входами в центр круга. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Здесь же имелись помещения хозяйственного назначения, которые одновременно служили местом родовых собраний. Вероятно, такой поселок дополнительно укреплялся изгородью. Каждый поселок был местом обитания земледельческой родовой общины. Дома, возможно, принадлежали отдельным патриархальным семьям.
Основным занятием населения трипольских поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.
Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.
Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.
Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются большие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти сосуды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они являются характерной особенностью культуры земледельческих энеолитических народов, и в частности трипольской культуры.
Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значительно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, дававшими мясо, молоко, молочные продукты. Для трипольского скотоводства характерно бесстойловое содержание животных, так называемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.
На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.
![Антропоморфные статуэтки трипольской культуры [Zbenovich V. G., 1996]. 1-4 - раннее Триполье; 5, 6 - среднее Триполье. Антропоморфные статуэтки трипольской культуры [Zbenovich V. G., 1996]. 1-4 - раннее Триполье; 5, 6 - среднее Триполье.](/plugins/p17_image_gallery/images/md/4/1017.jpg)
У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.
Сюжеты земледельческого цикла у трипольцев близки к сюжетам земледельческих племен Индии, к сюжетам религиозных гимнов Ригведы и к древним крито-микенским культам.
С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.
С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Антропоморфные статуэтки трипольской культуры [Zbenovich V. G., 1996]. 1-4 - раннее Триполье; 5, 6 - среднее Триполье.
Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения.
Но наряду с этим существуют и другие мнения относительно происхождения трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении трипольской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельческого хозяйства.
В конце III — начале II тысячелетия до н. э. произошли значительные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тысячелетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекращается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным развитием скотоводства. Это привело к изменению социальных отношений, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.
Но наряду с этим существуют и другие мнения относительно происхождения трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении трипольской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельческого хозяйства.
В конце III — начале II тысячелетия до н. э. произошли значительные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тысячелетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекращается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным развитием скотоводства. Это привело к изменению социальных отношений, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.
От: TrofimovA

Похожие темы
----------------------------
Скрыть комментарии (5)
Ноябрь 2, 2014
Основной набор продукции раннетрипольского очага металлообработки (раннее - начало среднего Триполья). 1, 2 - топоры-молотки; 3, 4 - тесла-долота; 5, 26 - пробойники; 6, 14, 21, 22, 27 -браслеты; 7 - височное кольцо; 8-13, 15, 16 - шилья; 17-20 - рыболовные крючки; 23 - подвеска; 24, 25 - булавки; 28, 29, 31 - полосовые заготовки; 30, 34-36 - антропоморфные бляхи; 32 - бусы; 33 - пронизки.
Ноябрь 2, 2014
Карбунский клад [Авдусин Д. А., 1989]. 1-2 - сосуды, в которых находились вещи; 3-4 - медные топоры; 5-6 - медные браслеты; 7 - топор из мрамора; 8 - топор из сланца
Ноябрь 2, 2014
Металлические изделия, маркирующие специфику среднетрипольского очага металлообработки (вторая половина среднего Триполья). 1-5 - топоры-тесла; 6-9, 14, 15, 20, 21 - ножи-кинжалы; 10-13, 16-19 - тесла-долота.
Ноябрь 2, 2014
Трипольские каменные орудия [Zbenovich V. G., 1996]. 1 - нуклеус-отбойник; 2-4 - скребки; 5, 10 - проколки; 6, 7, 13, 16 - вкладыши серпов; 9 - скобель; 12 - нож; 14 - топор; 15, 18, 20 - тесла; 16, 17, 21 - наконечники стрел.
Ноябрь 2, 2014
Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи [Авдусин Д. А., 1989]. 1 - сосуд с каннелированным орнаментом; 2 - сосуд с углубленно-прочерченным орнаментом; 3-10 - расписные сосуды; 11, 12 - мотивы росписи.