¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 2, 2014

Энеолитические культуры Средней Азии и Кавказа

На базе джейтунской земледельческой культуры развилась яркая энеолитическая культура южных районов Средней Азии.

Большое значение имело исследование двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-депе — к западу от Каахка в Туркмении. Раскопки показали, что это памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская культура.

Холмы образовались в результате разрушения глиняных жилищ и   строительства   на их  развалинах таких же новых жилищ. Поэтому каждый холм состоит из нескольких отдельных, хроноло­гически последовательных слоев.

Энеолитические культуры Средней Азии и Кавказа

Намазга-Тепе. Находки из древнейшего слоя.

Распространение земледельческих поселений этого типа в Турк­мении показывает, что для земледелия использовались долины небольших, стекающих с гор рек, воды которых орошали прибреж­ные поля. Население сеяло в основном злаковые культуры, среди которых первое место занимал ячмень. Люди разводили овец и быков, коз и собак; несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) дела­лись главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау встречались медные шилья, листовидные ножи, булавки и укра­шения.

Энеолитический облик этой культуры также подчеркивает типичная для древних земледельческих культур посуда, нарядно украшенная расписным орнаментом, глинобитные постройки и гли­няные женские статуэтки. Посуда, найденная в Анау и других по­селениях Туркмении, расписана главным образом геометрическим узором в виде чередующихся треугольников, ромбов и квадратов. Иногда на поверхности сосудов изображены козлы и птицы. Не­сколько позже появляется полихромная многоцветная посуда.

Люди жили в жилищах, сделанных из сырцового кирпича. Ино­гда стены этих жилищ, как и сосуды, украшались красочной рос­писью в виде ромбов и треугольников. Остатки нескольких зданий особенно хорошо сохранились на поселении Намазга-депе, относя­щемуся к концу III тысячелетия до н. э. Постройки представляли собой мпогокомнатные жилища родовой общины, состоящие из 27 помещений. Большое поселение земледельцев было исследовано также около станции Геоксюрт. В древности там был цветущий оазис. Поселение располагалось на огромном холме, на площади 12 га. Расцвет его относится к позднему энеолиту. Дома здесь, так же как и в ранних поселениях, сложены из крупных прямоуголь­ных сырцовых кирпичей и представляют собой большие многоком­натные постройки. Один из домов имел 14 помещений, расположен­ных вокруг небольшого внутреннего дворика. Комплекс состоял из жилых комнат, кухни с очагом и кладовых. Одна из комнат этого комплекса носила культовый характер. Вдоль стены обна­ружены следы костра и масса костей принесенных в жертву жи­вотных.

Земледельческая культура Туркмении возникла на местной основе и развивала в себе традиции предшествующей джейтунской культуры. У энеолитических земледельцев Туркмении сложились очень близкие жителям других земледельческих районов культо­вые представления. Свидетельством этому являются женские ста­туэтки и орнамент, нанесенный на посуду и украшавший стены некоторых построек. Глиняные статуэтки передавали образ спо­койно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и опу­щенными вниз руками. Очевидно, и здесь статуэтки являются образами женского божества плодородия. Магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры Анау.

Археологов всегда интересует последовательность развития культур. В этом отношении очень важной является периодизация земледельческих культур Туркмении. Исходя из наблюдений зале­гания слоев в холмах Анау, установили четыре последовательных комплекса: Анау-1 (древнейший), Анау-II, III и IV. Из них Анау-1 и Анау-II относятся к эпохе энеолита. Исследование Намазга-депе позволило разделить материал этого поселения на шесть хро­нологических комплексов. Так возникли две периодизации древне-земледельческой культуры Туркмении, которые дополняют друг друга и создают более полное представление о развитии земле­дельческой культуры, так как в Анау отсутствуют материалы позд­него энеолита, а в Намазга нет материалов раннего энеолита.

Сложившаяся здесь энеолитическая культура была тесно свя­зана с энеолитическими культурами Ирана и всей Передней Азии. Она имела также основные черты сходства со всем обширным кругом земледельческих энеолитических культур Южной Европы и Азии.

Кавказ и Закавказье были тоже районами раннего возникно­вения земледелия и скотоводства. Теплый климат, дикорастущие злаки, постоянные связи со странами Передней Азии способство­вали переходу к скотоводству и земледелию.

Материалы древнейших земледельческих поселений позволяют говорить о наличии там уже в IV — начале III тысячелетия до н. э. местной земледельческой культуры. Поселения эти еще плохо изу­чены, но они имеются в различных районах Кавказа.

Ранние энеолитические поселения на Кавказе были исследо­ваны у горы Очамчире в Абхазии и Кюль-тепе у Нахичевани.

Наиболее характерным памятником той поры является Шенгавитское поселение в Армении у Еревана. Здесь были открыты постройки из сырцовых кирпичей, возведенные на каменном фунда­менте диаметром 6—7 м с очагом внутри. Рядом с круглыми постройками располагались и прямоугольные дома. На поселении найдено большое количество кремневых вкладышей для серпов, каменных полированных топоров, мелких изделий из меди, формы для отливки топоров, глиняные фигурки человека и домашних животных, обнаружено большое количество костей домашнего скота и колосья пшеницы. Такой же характер носит и поселение Элар в Армении.

Остатки наиболее раннего поселка оседлых земледельцев и скотоводов на Кавказе сохранились в нижних слоях поселения Кюль-тепе. Его обитатели в течение нескольких столетий с IV ты­сячелетия до н. э. жили на одном месте, строили глинобитные дома, возделывали землю и пасли скот. Остатки глинобитных домов со временем разрушались, наслаивались друг на друга и образовали таким образом высокий холм. В результате раскопок найдены каменные мотыги и зернотерки, серпы с кремневыми вкладышами. Кроме того, в нижнем слое Кюль-тепе обнаружены и кости домаш­них животных, среди которых основное место занимал крупный рогатый скот.

Такие поселения известны и в других местах на Кавказе. Люди селились в основном там, где природные условия были благо­приятны для выращивания злаковых и выпаса скота. В Грузии, например, такие поселки состояли из четырехугольных домов. Стены их представляли собою каркас из прутьев, обмазанный гли­ной. В некоторых местах, там, где было много строительного камня, дома возводили из камня. Известны также поселения, где жилища устраивали в виде полуземлянок. В результате их раскопок неиз­менно выяснялась одна характерная черта — основой хозяйства их обитателей было мотыжное земледелие. Неоднократно при раскоп­ках встречались зерна пшеницы и ячменя. Однородна по форме и украшению плоскодонная глиняная посуда из энеолитических посе­лений Кавказа. Часто встречается черная, тщательно, до блеска залощенная посуда, украшенная спиральным рельефным орнамен­том. Несколько позже появляется прорезной геометрический орна­мент. Чернолощенная керамика характерна для южных, закавказ­ских поселений; на Северном Кавказе характерной была краснова­тая керамика.

Мировоззрение энеолитических жителей Кавказа было связано с основными видами хозяйственной деятельности, отражало в себе развитие земледелия и скотоводства. Здесь также значительную роль в религиозном культе играло женское божество — связанное с идеей плодородия, поэтому на поселениях встречаются глиняные и каменные женские статуэтки. Однако значительно больше здесь встречаются глиняные фигурки коз, овец и быков. В эти изображе­ния, несомненно, вкладывался определенный магический смысл.


От: TrofimovA




Скрыть комментарии (1)

TrofimovA

Ноябрь 2, 2014


Фото для "Энеолитические культуры Средней Азии и Кавказа"


Инвентарь энеолита Закавказья (Нахичеванский Кюль-тепе I)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.