¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 2, 2014

Бронзовый век в степной полосе европейской части СССР

В европейской части СССР расположены еще две обширные области археологических культур эпохи бронзы. Одна область охватывала лесную зону, другая занимала обширные степные про­странства, лежащие к северу от Черного моря и Кавказа, в низо­вьях Волги, по берегам Дона и Днепра.

На этой обширной территории вдоль рек расположено множество курганов, которые и являются основным источником изучения исто­рии степных племен. Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он доказал, что кур­ганы с так называемыми крашеными или скорченными костя­ками  — более древние, чем скифские, и относятся к эпохе бронзы. В. А. Городцов установил последовательную смену трех археоло­гических культур на этой территории в бронзовом веке: древнеямная, катакомбная и срубная. Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревян­ным срубом).
 
Бронзовый век в степной полосе европейской части СССР
 
 Ямная культура, древнеямная культура, общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э. ) в Каспийско-Черноморских степях. Впервые памятники Ямная культура открыты В. А. Городцовым в 1901 на Северном Донце. Занимала территорию от Южного Приуралья на В. до Днестра на З. , от Предкавказья на Ю. до Среднего Поволжья на С. Внутри Ямная культура выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак Ямная культура - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне) . В развитии Ямная культура выделяются 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-я половина - середина 3-го тыс. до н. э. ) по всей территории Ямная культура распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на В. , остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в т. ч. зооморфные «скипетры» ) при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён Ямная культура вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э. ) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на З. , яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья) . На З. отдельные племена Ямная культура переходят к оседлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скеля Каменоломня и др. на Нижнем Днепре) . На третьем этапе (конец 3 - начало 2-го тыс. до н. э. ) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры) привели к исчезновению Ямная культура Потомки племён Ямная культура на В. сыграли основную роль в формировании срубной культуры, на З. они были ассимилированы племенами катакомбной, среднеднепровской культуры, усатовской культуры. Основой экономики Ямная культура было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие (наряду с отгонным скотоводством) в речных долинах играло второстепенную роль. Потомки племён Ямная культура вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи.
 
Курган древнеямной культуры
 
по­гребение древнеямной культуры
 
Курган древнеямной культуры: а — схематический разрез кургана; б — по­гребение древнеямной культуры (по В. А. Городцову).
 
 
Древнейшими на этой территории являются распространенные от Волги до Днепра памятники древнеямной культуры, относя­щиеся к III — началу II тысячелетия до н. э. Они представляют собой небольшие курганы, под насыпями которых находятся неглу­бокие овальные ямы. Скелеты обычно лежат на спине или на боку с подогнутыми ногами. На костях заметен налет охры, а дно мо­гилы посыпано известью, охрой или углем. Инвентарь погребений беден и однообразен. Наиболее характерной деталью инвентаря являются простейшие глиняные сосуды яйцевидной формы с ост­рым дном, немного выпуклыми боками и без шейки. Поверхность их украшалась оттисками ногтя, вдавлениями палочки и прочер­ченными по поверхности зигзагами. Только к концу ямной куль­туры появляются сосуды с плос­ким дном. Интересно заметить, что конструкция могил, обряд по­гребения и сосуды всецело свя­заны с предшествующей неолити­ческой культурой. Это же под­тверждает и остальной археоло­гический материал, встречаю­щийся в могилах: кремневые наконечники стрел и ножи, ка­менные топоры и тёсла. В хозяй­стве населения значительную роль продолжают играть охота и рыболовство.

Вместе с тем для древнеямной культуры характерно принципи­ально новое, что отличает ее от неолита. Это прежде всего знакомство людей древнеямной культуры с металлом и развитие домашнего скотоводства. Люди древ­неямной культуры разводили быков, свиней, коз и овец. Кости этих животных найдены в могильниках и культурных слоях поселений. Тем не менее скотоводство еще не вытеснило хозяйственной роли охоты и рыбной ловли. Об этом свидетельствуют постоянно присут­ствующие в могилах орудия охоты. Однако то, что племена ямной культуры выступали уже как скотоводы, наложило свой отпечаток на быт населения и отразилось в археологическом инвентаре. До­машние животные разводились не только как дополнительный источник мяса, но и как тягловая сила. В Сторожевой могиле около Днепропетровска были обнаружены остатки двухколесной деревянной повозки, колеса которой были сделаны из сплошного куска дерева с круглыми отверстиями для оси. Пока что это древ­нейшая повозка, известная в южнорусских степях в III тысячеле­тии до н. э.

В начале II тыс. до н. э. древнеямную культуру сменила ката­комбная. Памятники ее занимают в основном ту же территорию от Днепра на восток до Средней Волги. Наиболее южные памятники известны в степном Крыму, а самые северные — около Курска и Ельца. На этой обширной территории лесостепей известно не­сколько сот могильников и десятки поселений катакомбной куль­туры. Среди них больше всего могильников. Они-то и дали, бла­годаря своим особенностям, название культуре. Свое название погребения получили потому, что умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых боковых нишах — катакомбах, уст­раивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливался камнями, дно покрывалось охрой, известью или вы­стилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали в скорченном положении, лицом к входу.

Среди катакомбных поселений особый интерес представляют Кобяковское поселение на Дону около Ростова, Кибикинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в урочище «Ерик» в Воронежской области. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди жили в жилищах, сделанных в виде плетеной из камыша и обмазанной снаружи глиной постройки, воз­веденной на небольшом глинобитном основании. В более север­ных и восточных районах был известен другой тип жилища — не­большие землянки с деревянной крышей.
 
Катакомбная культура
 
Катакомбная культура: 1, 2 — глиняные сосуды; 3 — погребение в боковом подбое могильной ямы-катакомбы; 4 — медный нож; 5 — медное шило. ( Большая советская энциклопедия)
 
 
Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, топоры с проушиной, шилья и бронзовые украшения. Од­нако в большинстве случаев продолжает развиваться старая тех­ническая традиция, и большое количество орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные тре­угольные наконечники стрел, наконечники метательных дротиков и копий, довольно архаичные ножи, сделанные из кремневых ноже­видных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просвер­ленными проушинами для рукоятки. Они, так же как некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к подобным предметам северокавказ­ской культуры. Влияние высокой культуры Северного Кавказа осо­бенно сказалось в южных предкавказских районах катакомбной культуры.

Среди материалов катакомбной культуры больше всего кера­мики. Глиняная посуда разнообразна. Она принципиально отли­чается от примитивной посуды древнеямной культуры. Это плос­кодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, по­верхность которых богато украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревочки, зубчиками гребенки или просто про­резанные острым предметом. Мотивы орнамента различны: тре­угольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинствах растительных начал, превра­щающих зерна в длинные стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зерен.

Катакомбную культуру создали племена земледельцев и ско­товодов. Об этом свидетельствуют прочная оседлость, земледельче­ская идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли.

Вместе с тем быстро развивалось и скотоводство, которое до­стигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенными встречаются кости овцы, коровы, козы и лошади. Причем, в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных районах преобладали коровы и свиньи. Однако земледелие и скотоводство в катакомбную культуру еще не вытеснили охоту. На всех поселениях встречается большое коли­чество костей рыб и диких животных. Но все же основные потреб­ности в мясной пище удовлетворялись главным образом за счет домашнего скота.

Территория распространения катакомбной культуры огромна, поэтому на отдельных ее участках наблюдаются различия в кера­мике и другом хозяйственном инвентаре, т. е. происходило обра­зование отдельных вариантов катакомбной культуры.

Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомб­ной культуры. Несомненно, что в этой культуре много унаследо­ванного от древнеямной культуры, однако возникла она в резуль­тате распространения на ее территории нового населения, воз­можно, пришедшего с Северного Кавказа.

В середине II тысячелетия до н. э. произошли значительные из­менения в размещении племен эпохи бронзы в степной части юга СССР. Из Заволжья началось продвижение живших там племен на запад, по степным просторам к Среднему Дону и Днепру. Это продвижение привело к частичному вытеснению населения ката­комбной культуры на Северный Кавказ и в лесостепные районы, где заметно усиливается влияние катакомбной культуры. Значи­тельная часть населения была подчинена пришельцами. Сложилась новая, срубная культура. Распространившиеся из Заволжья пле­мена своим происхождением были связаны с людьми древнеямной культуры. Археологи считают, что процесс формирования срубной культуры завершается в середине II тысячелетия до н. э., после чего начинается широкое расселение племен срубной культуры на запад. В результате этого передвижения в конце II тысячелетия до н. э. на огромном пространстве — от Днепра на западе до р. Урала на востоке, от берегов Черного моря на юге и до левобе­режья Камы на севере — сложилась единая срубная культура.

Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху были покрыты бревнами. В некоторых курганах делались довольно сложные соо­ружения, бревнами обкладывалась и вся насыпь кургана или над центральной могильной ямой сооружалась двускатная крыша. Кур­ганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов были родовыми кладбищами. Умерших хоронили в скорченном положении с вещами, предусмотренными погребальным культом.

Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиня­ные сосуды были двух форм: так называемые острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Последние имеют почти отвесные стенки и своей формой похожи на банки. Сосуды баночной формы не были укра­шены орнаментом. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, пере­крещивающиеся линии.

Принципиальным отличием этой культуры является значитель­ное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно инте­ресны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек. Пойменные земли были достаточ­но увлажнены и удобны для возделывания. К этому времени отно­сятся поселения у хутора Ляпичева на Дону, около Волгограда, на р. Иргизе в Заволжье и у дер. Хрящевки в Куйбышевской обла­сти. На поселении у хутора Ляпичева обнаружены остатки два­дцати жилищ. Три из них представляли обширные, вырытые в земле помещения в виде землянок длиной 15—20 м, шириной около 8 л и глубиной около 1,5 м. Были жилища и меньших разме­ров. В центре помещения находился очаг, а вдоль стенок стояли поддерживавшие крышу столбы. Внутри жилище разделялось сру­бом на две половины. Одна половина имела коническую крышу, вторая, возможно, предназначалась для зимнего содержания скота и имела плоскую крышу из жердей, соломы и камыша. Такое же, примерно, устройство имели жилища и на других поселениях срубной культуры. Интересны жилища на поселении близ дер. Хрящевки. Здесь были открыты обширные помещения для больших патриархальных семей, площадью до 300 м2, с ямами для хранения запасов продуктов, выложенными внутри деревом. Некоторые из них были очень глубоки и выполняли роль холодильников.
 
Жилище эпохи бронзы с Шиловского поселения
 
Жилище эпохи бронзы с Шиловского поселения
 
В срубную культуру высокого развития достигает металлургия меди и бронзы. Набор бронзовых земледельческих орудий труда и оружия был довольно обширен. Прежде всего выделяются зем­ледельческие орудия труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Кельты представляют собой полый внутри металлический клин с заостренным лезвием. В срубную культуру кельты нашли широкое распространение благодаря их универ­сальному применению. В зависимости от того, в каком положении они надевались на деревянную ручку, кельты могли выполнять роль топора, тесла или мотыги. Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные на­конечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.

Широкое освоение бронзы было большим культурно-технйческим завоеванием населения срубной культуры. Распространение на поселениях и даже в курганах литейных форм и металличе­ских шлаков показывает, что плавка металла и литье производи­лись почти повсеместно. Однако такое сложное дело, как металлургия требовало специализации. О специализации бронзового дела свидетельствуют многочисленные клады бронзовых вешей, спрятанных древними литейщиками. Большой клад медно-бронзовых предметов был найден у с. Князь-Григорьевки на Нижнем Днепре, где находилось несколько десятков топоров и серпов вме­сте с кусками еще необработанной меди. Другой клад, состоящий из косарей, кинжалов, кельтов, был обнаружен около с. Сосновая Маза, близ Хвалынска на Волге. Интересно, что почти все пред­меты были необработанными после отливки. Хотя литейное произ­водство было местным, оно развивалось на привозном сырье. Ме­талл поступал из соседних, богатых медью районов, скорее всего из Северного Кавказа, Казахстана, Урала, а западные племена срубной культуры получали медь и готовые изделия от племен, живших на территории современной Венгрии и Чехии. Очевидно, металл был мерилом собственности и богатства, поэтому в кладах часто встречаются привозные вещи с Кавказа, Дуная и стран Сре­диземного моря. Интересен в этом отношении Бородинский клад. У села Бородино на Днестре был найден клад из каменных поли­рованных топоров, среди которых серебряные булавки и кинжал, близкие по форме и орнаменту вещам Древнего Востока.

Хозяйство населения срубной культуры было сложным и раз­нообразным. Основу его составляли скотоводство и мотыжное зем­леделие, которые благодаря развитию бронзолитейного производ­ства, появлению в массовых количествах новых, более совершен­ных орудий труда стали более продуктивными.

Значительное развитие получило скотоводство. Показательны в этом отношении находки костей домашних животных на посе­лениях. Если в могилы клали определенные куски мяса согласно требованиям погребального культа, то на поселениях кости живот­ных составляют естественные отбросы, накапливающиеся в тече­ние длительного времени. Среди костей примерно половина при­надлежит крупному рогатому скоту, который, надо полагать, был основным источником получения молока и мяса. Многочисленны кости овец, свиней и лошадей. Кости диких животных встречаются в ничтожно малом количестве. Немаловажно было и применение скота в качестве тягловой силы, а лошадей — для езды. Шерсть овец широко использовалась для изготовления пряжи и тканей. Широко в производство шли шкуры и кожи, из которых изготов­ляли обувь и одежду. На поселениях срубной культуры часто встречаются орудия обработки кожи и шкур: лощила, специальные скребки, шилья и проколки для сшивания кожи и шкуры.

Отмечая ведущую роль скотоводства, необходимо заметить, что оно находилось на той ступени исторического развития, которую мы называем домашним скотоводством, или выпасным. Скот пасли вблизи поселков, на заливных лугах, а весной выгоняли на степ­ные просторы. При такой системе пастьбы количество скота уве­личивается только до определенных размеров, позволяющих про­кормить его в зимнее время. Заготовка кормов на зиму косарями и примитивными серпами была чрезвычайно трудоемким делом, поэтому в дальнейшем многие степные народы нашли новый путь развития скотоводства, посезонно перегоняя скот, а потом кочуя в поисках корма. В таких условиях вся жизнь рода была подчи­нена задаче обеспечения скота кормом, увеличению поголовья; скот становится единственным источником богатства. У людей срубной культуры, наряду со скотоводством, значительное место занимало земледелие.

Большие жилища — полуземлянки и поселки — позволяют сделать выводы об общественных отношениях. Основной общест­венной ячейкой была большая патриархальная семья, владевшая собственностью. Несколько таких семей составляли род, живший в поселке. Объективно уже в то отдаленное время были созданы первые предпосылки для выделения родовой и племенной знати. Это подтверждается появлением в конце срубной культуры огром­ных курганов, в которых погребены племенные вожди. Один такой курган был раскопан в урочище «Три брата» около г. Степ­ного. Он поражает своей пятнадцатиметровой высотой, возвы­шается среди других курганов общинников и свидетельствует об особом положении погребенного в нем человека.

На территории Правобережной Украины, к западу от Днепра, историческое развитие живших там племен шло своим, несколько особым путем. На этой территории сложилось несколько археоло­гических культур, которые несли в себе традиции предшествующей им трипольской энеолитической культуры и испытали влияние соседних племен катакомбной и срубной культур. Культуры брон­зового века Правобережной Украины просуществовали до VII в. до н. э.

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.