¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 3, 2014

Культура лесных племен Западной и Восточной Сибири

   Во II тысячелетии до н. э. жившие на огромных просторах лесной зоны Западной Сибири неолитические племена познакоми­лись от своих южных соседей с бронзой. Бронзовые вещи южного происхождения распространяются на всей огромной территории лесной зоны.

Памятники этого периода изучены лучше всего в районе Томска, где расположен Томский могильник и поселения Самусь-III, Самусь-IV. Они характеризуют так называемую том­скую культуру. Люди, оставившие эту культуру, как и их предки в неолите, занимались охотой и рыбной ловлей. На стоянках и в могильниках найдено много грузил от сетей, каменные якоря от лодок с отверстием для привязывания веревки. Не претерпели каких-либо принципиальных изменений и каменные наконечники стрел, сделанные с помощью отжимной ретуши. По-прежнему, широко распространяются каменные скребла и скребки, каменные шлифованные топоры и тесла, применявшиеся для обработки дерева. Однако в них меньше былого изящества, отжимная ретушь стала грубее, чем у подобных неолитических орудий.

В ряде мест лесные племена Западной Сибири переходят к изготовлению орудий труда из бронзы. На поселении Самусь-IV была обнаружена литейная мастерская. Там найдено много каменных и глиняных форм для литья бронзовых орудий и оружия. Установлено, что охотники пользовались массивными литыми втульчатыми наконечниками пик. Широко распространено было изготовление бронзовых литых топоров-кельтов.

Таким образом, племена, жившие в эпоху бронзы в лесной полосе Сибири, были генетически связаны с неолитическим насе­лением. А их бронзовые орудия были близки к распространенным в это время бронзовым изделиям на Урале.

Своеобразна и интересна глиняная посуда людей лесной полосы. Большинство сосудов покрыто сплошь орнаментом от вен­чика до дна. Орнамент выполнен различными приемами: отпечат­ками гребенки, ямочками и разными короткими линиями. Другие сосуды, имеющие, очевидно, культовое назначение, украшались антропоморфными схематическими изображениями человека с круглой головой или изображением фигуры человека, у которого вместо головы нарисованы две-три вертикальные линии.

Несколько иная культура бронзового века развивалась в Ниж­нем Приобье — сузгунская. Памятник Сузгун-II — это огромный жертвенник, где жертвы приносились в сосудах. Поэтому основ­ным археологическим материалом сузгунской культуры являются многочисленные глиняные сосуды, относящиеся к рубе/ку И и I тысячелетия до н. э. По форме сосуды различны: плоскодонные и с выпуклым дном. Орнамент сосудов состоит из поясов круглых вдавлений, ямок и различных комбинаций из наклонных, проре­занных по глине линий.

Памятники сузгунской культуры обнаружены по р. Иртышу, Ишиму, Тазу.
 
Культура лесных племен Западной и Восточной Сибири
 
Культуры бронзового века Восточной Сибири (1-21 — глазковская; 22-29 — ымыяхтахская):
 
1 — реконструкция облика охотника (по материалам погребения 1 могильника Ленковка); 2 — острога; 3 — гарпун; 4 — наконечник копья (с лезвием из тонких кремневых вкладышей); 5 — проколка; 6-8— керамика; 9— топор; 10, 12, 13, 25-27— наконечники стрел; 11, 15, 23, 24 — ножи; 14, 16 — рыболовные крючки; 17, 18, 22 — антропоморфные фигурки; 19, 28— лопаточки; 20— ложечка; 21 — кирка; 29 — игольник (9-13, 23-25— камень; 14— кость и камень; 15— медь и кость; 16— медь; 21 — дерево и рог; 2-5, 17-20, 22, 26-29— кость)
 
 
Эпоха металла в Восточной Сибири известна по памятникам глазковской культуры. Глазковские могильники открыты на бере­гах Лены, они известны и на Ангаре.

Глазковские могилы имеют вид площадок, выложенных кам­нями. Внутри них встречаются скелеты в скорченном, вытянутом и даже сидячем положении. Погребенных клали головой вниз по течению реки, что свидетельствует о значении реки в жизни людей.

В погребениях глазковской культуры основными были орудия труда из камня, но появляются изделия и из металла. Впрочем, металлических орудий, как и везде в раннюю бронзу, здесь не так много. Металл был крайне редким и высоко ценился людьми. Количество обнаруженных металлических предметов по сравне­нию с каменными и костяными крайне незначительно. Из меди и бронзы глазковцы отливали ножи, рыболовные крючки, иглы, шилья и разнообразные украшения. В первую очередь выделы­вали орудия небольшого веса, где важна была не тяжесть, а тонкое и прочное лезвие. Лезвия медных ножей закреплялись в рукоятке или под углом к ней. Широкое распространение полу­чили медные рыболовные крючки, которые были самыми древ­ними в Сибири.

Несмотря на то что распространение металла в Прибайкалье привело к некоторому изменению культуры и экономики населе­ния, глазковская культура имеет довольно архаический вид, хозяйство и инвентарь ее тесно связаны с предшествующими куль­турами эпохи камня. Исторические традиции и сложившиеся при­вычные черты хозяйства охотников конца каменного века были настолько сильны, что даже форму орудий, выработанную в прош­лом, люди перенесли на медь и бронзу. Поэтому медные иглы являются точной копией костяных, а листовидные ножи копируют серовские каменные вкладышевые клинки. Это связано еще и с тем, что хозяйственной основой населения глазковской куль­туры была охота, рыбная ловля и собирательство, что подтверж­дается многочисленными предметами охотничьего быта и прежде всего разнообразными наконечниками стрел. Возрастает значение рыболовства. Об этом свидетельствуют различные рыболовные крючки: составные с каменным или костяным стерженьком, ме­таллические, появляются новые типы гарпунов. С ловлей рыбы связаны изготовленные из камня рыбки-приманки, своеобразные древние блесны.

Исследование глазковских погребений позволило представить и костюм людей этой культуры. Одежда реконструирована благо­даря сохранившимся на скелете многочисленным украшениям, которые были пришиты на нее. Существенной частью костюма был передник, украшенный кольцами и кружками из нефрита, бусами или клыками. Позже он вошел как составная часть костюма тунгусов. На головной убор, состоящий, вероятно, из меховой шапки, нашивались полоски из перламутровых бус, диски из нефрита и мрамора.

К глазковскому времени в Прибайкалье относятся первые при­знаки возникновения шаманизма. Со скелетами некоторых погре­бенных лежали антропоморфные изображения из рога, амулеты из челюстей щуки, которые были атрибутами шаманского костюма. В этих же погребениях лежали колотушки из рога, служившие при обряде камлания. Много загадочного таят в себе белые неф­ритовые кольца и диски. Скорее всего, они свидетельствуют о существовании культа небесных светил, и в частности культа солнца. Культура бронзового века Прибайкалья и соседних с ним племен — это культура местного населения, предки которого жили здесь и в эпоху неолита.
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.