¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 3, 2014

Культура бронзового века в Средней Азии

   Памятники эпохи бронзы в Средней Азии хорошо изучены на территории Хорезма и в Южной Туркмении. Наиболее ранними в Хорезме являются стоянки и могильники тазабагъябской куль­туры. Их насчитывается более ста. В основном это поселения, расположенные на берегах небольших протоков, в дельте Аму-Дарьи. Тазабагъябская культура принципиально отличается от культуры раннего земледелия (Анау). Она связана с приходом в плодородные долины Средней Азии в начале И тысячелетия до н. э. индоевропейского или индо-иранского населения. Этот тип людей хорошо изучен по материалам могильника Кокча-3. В мо­гильных ямах находились парные или одиночные скорченные погребения. Установлено, что ямы в большинстве случаев выры­вали на двух человек. Сначала хоронили одного члена семьи, а потом могильную яму разрывали, останки ранее погребенного подвигали в сторону и хоронили другого члена семьи. Вероятно, такой обычай был связан с прочным существованием парной семьи. У головы погребенного ставили один или два сосуда с жид­кой пищей. В могильниках оказалось большое количество кера­мики. Глиняная посуда разнообразна по форме. Большинство сосудов покрыто орнаментом, состоящим из заштрихованных тре­угольников, различных сочетаний ломаных линий и зигзагов. Орнамент наносили гребенчатым штампом или нарезали.
 
Культура бронзового века в Средней Азии
 
Могильник Кокча 3. Реконструкция по черепу
 
 
Культура бронзового века в Средней Азии
 
Бусы, стрелы и другие металлические предметы из Джанбас-кала.

Бронзовых предметов очень мало. В основном это украшения: бронзовые выпуклые браслеты, височные подвески в виде удли­ненной спирали. В мужских погребениях обнаружены бронзовые четырехгранные в сечении шилья, вставленные в костяные руко­ятки.

Люди жили в прямоугольных землянках размером 10x12 м. Стены сооружались из деревянных столбов, переплетенных камы­шом и обмазанных глиной. В центре дома находился очаг для обогревания помещения, а вдоль стен имелось еще несколько небольших очагов, служивших для приготовления пищи. Вокруг этих очагов сосредоточена основная масса археологических мате­риалов. Очевидно эти очаги были семейными. Вокруг них жили отдельные парные семьи, которые объединялись в один род, зани­мавший целое помещение.

Черепа людей свидетельствуют о том, что население не было единым. Здесь отчетливо различаются два антропологических типа людей. Первый тип людей — большеголовый, высокого роста; второй — с небольшой головой, среднего роста. Первый тип сбли­жается с европеоидным населением срубной и андроновской куль­тур, а второй — близок древнейшему населению Индии.

В средине II тысячелетия до н. э. в Хорезме появляется насе­ление иной культуры — суярганской, известной по стоянке Джанбас-6, Кокча-2, Базар-2 и др. Распространение суярганской куль­туры было вызвано появлением в Хорезме нового населения, исторически связанного с югом, скорее всего с территорией Иран­ского нагорья. К концу II тысячелетия до н. э. суярганская куль­тура в значительной степени ассимилирует тазабагъябское насе­ление, приобретает новый облик, становится господствующей. Суярганские поселения занимают большие площади. На них осо­бенно много керамики из плоскодонных сосудов без орнамента. Сосуды хорошо обожжены, залощены. Некоторые сосуды покрыты красноватой краской. Из бронзовых предметов этой культуры встречаются однолезвийные ножи и бронзовые серпы. Население суярганской культуры занималось земледелием и скотоводством.

Памятники бронзового века Хорезма связаны с возникнове­нием первобытного ирригационного земледелия. С течением вре­мени ирригационное орошение совершенствовалось. Оросительная сеть в эпоху бронзы возникла первоначально на узкик боковых протоках дельты, около которых были расположены квадратные огородные участки древних земледельцев. Вдали от воды, в ос­тальных районах Средней Азии, основным занятием населения было скотоводство.

В южных районах Средней Азии продолжала развиваться древняя земледельческая культура, возникшая еще в начале энео­лита. Верхние слои Намазга-тепе (IV и VI слои) и Анау-III дати­руются второй половиной III—II тысячелетия до н. э. и относятся уже к бронзовому веку. Люди живут в многокомнатиых глино­битных домах со сводчатыми перекрытиями. В Намазга-тепе, на­пример, исследован дом, в котором было двадцать семь комнат. Складывается городская планировка и городская культура, хо­рошо изученная на примере поселений Геоксюрт и Намазга-тепе. Многокомнатные постройки образовывали крупные жилые мас­сивы, целые кварталы. Рядом с домами располагались ремеслен­ные пристройки: печи для обжига посуды, выплавки металла. Наряду с домами общинников существовали и монументальные сооружения. Такие обособленные и богатые дома обнаружены на окраине Намазга-тепе.

Основные орудия труда и оружие этой эпохи становятся метал­лическими. Металл получали на месте. В результате раскопок обнаружены металлургические горны и литейные формы. Распро­страняются бронзовые серпы, ножи, металлические наконечники стрел и украшения. Но каменные орудия труда при этом не были вытеснены: каменные зернотерки, наконечники стрел продолжали еще широко использоваться.

Культура эпохи бронзы в Южной Туркмении развивалась на прочных основах предшествующей ей неолитической культуры древнейших земледельцев. В обиходе остаются известные раньше формы посуды, расписной орнамент становится одноцветным, со­суды расписываются черной краской; бытуют глиняные стилизо­ванные статуэтки женщин, макеты повозок, фигурки животных. Однако произошли и принципиальные изменения: земледелие ста­новится пашенным, а глиняную посуду стали делать уже с по­мощью гончарного круга. Последнее новшество имело и социаль­ное значение: гончарная посуда, связанная с отделением ремесла, характерна для эпохи становления классового общества. При этом можно отметить, что в Средней Азии появился самый ранний в нашей стране гончарный круг. Так называют специальное при­способление в виде круглого деревянного столика, который кре­пили на стержень и приводили в движение. Сидя перед ним, гон­чар одной рукой крутил диск, а другой из куска хорошо проме­шанной глины формовал сосуд. Некоторые исследователи пола­гают, что в бронзовом веке в южных районах Средней Азии сложилось раннее рабовладельческое классовое общество. Дейст­вительно, целый ряд таких признаков, как наличие развитого ремесла, плужного земледелия, знаков собственности и культура городского типа, — довольно веский аргумент для такого вывода. Однако в этом обществе не было еще письменности и оборони­тельных сооружений (крепостей), которые являются важным археологическим показателем наличия государственной власти. Естественное историческое развитие этого общества было пре­рвано в результате не выясненной пока причины в эпоху поздней бронзы.


От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.