¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 3, 2014

Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР


В VIII в до н. э. в Причерноморских степях появились скифы. Уже в VII в. владения скифов, согласно Геродоту, простирались от Дуная до Дона. Геродот сообщает интересные подробности скотоводческого быта скифов, описывает их обычаи, одежду, по­гребения вождей, уделяет внимание даже описанию пищи. Вместе с тем Геродот сообщает об отдельных скифских племенах и назы­вает живущих в устье Буга каллипидов и алазонов. К северу от них, по сведениям Геродота, жили скифы-пахари; на нижнем Днепре жили скифы-земледельцы. К востоку от них, в степях между Днепром и Азовским морем, Геродот помещает скифов-кочевников, а далее, в устье Дона, обширные пространства земель занимали самые храбрые и многочисленные царские скифы, кото­рые считали своими рабами всех прочих скифов. К северу от земель скифов жили племена невров, меланхленов и будинов. Это обстоятельство привело к возникновению в науке двух мнений. Одни полагают, что под скифами греки понимали различные народы, включая как собственно скифов, так и другие племена, жившие по соседству с ними и даже говорившие на разных язы­ках. Другие же видят в скифах единый народ, расселившийся на обширной территории южнорусских степей. Этот вопрос остается нерешенным до сих пор.
 
Скифы и скифская культура - Схема расселения скифов по Геродоту  
 
Схема расселения скифов по Геродоту
 
Еще более сложным является вопрос о происхождении скифов. И здесь опять мы вынуждены обратиться к Геродоту, который записал легенду, якобы услышанную им от скифов. В ней гово­рится, что первым человеком в Скифии был Таргитай, рожденный от бога Зевса и реки Борисфена (Днепра). У Таргитая было три сына. При их жизни упали с неба в скифские земли золотые пред­меты: лук, пояс, секира и чаша. Эти дары неба достались млад­шему из братьев — Колаксаю, который и сделался царем скифов. Легенда таким образом повествует о местном происхождении ски­фов. На основании археологических материалов многие исследо­ватели считают скифов потомками племен срубной культуры, про­двинувшихся в Причерноморье из-за Дона и Поволжья. Это пере­движение племен происходило, очевидно, не сразу, а в течение длительного времени и нашло отражение в другом сообщении Геродота о том, что скифы пришли из Азии и вытеснили живших здесь киммерийцев. Некоторые ученые считают, что скифы пришли из Средней Азии. Но при этом ошибочно будет полагать, что скифская культура была принесена в Северное Причерноморье в уже готовом виде. Культура скифов сложилась в результате сложного взаимодействия местных и пришлых элементов куль­туры.
 
Скифы и скифская культура
 
Вещи скифов: 1 — плуг; 2 — серп; 3 — топор; 4 — пила; 5 — зубило; 6 — стамеска; 7 — пуансон для чеканки чешуек панциря; 8 — нож с костяной ручкой; 9 — пряслице; 10—11 — иголки; 12 — медный котел; 13 
 
Скифы сыграли значительную роль в отечественной и мировой истории ними связано множество конкретных событий истории древнего мира. Не удивительно, что интерес к скифским архео­логическим памятникам возник очень давно. Дореволюционная археология занималась изучением в основном курганов скифской знати. Первый скифский курган раскопан в 1763 г. около современного Кировограда А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах с изображением стреляющих из луков львов, крылатых быков с человеческими лицами. Эти изоб­ражения близки к произведениям ассиро-вавилонского искусства. Несмотря на то что большинство скифских курганов было ограб­лено еще в древности, они дали неподражаемые образцы ювелир­ного искусства. В кургане Куль-Оба, расположенном около Керчи, среди предметов, найденных в гробнице и в тайнике, интересен сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электро). На сосуде изображены воины в башлыках, одетые в кафтаны и длинные штаны. Один из скифов натягивает тетиву лука, другой перевязы­вает раненому товарищу ногу, третий скиф удаляет своему това­рищу зуб.
 
Скифы и скифская культура
 
 
Около Никoпoля в XIX в. был раскопан один из самых знаме­нитых курганов — Чертомлык. Высота его более 20 м, а окруж­ность— 350 м. Внутри кургана оказалось два знатных погребения и остатки грабителя-скифа, погибшего под разрушившимся про­ходом вместе с похищенным золотом. Рядом с вождем в особых камерах внутри кургана были похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Особую ценность среди множества предметов быта и украшений представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. На его поверхности изображены различные цветы и птицы. В верхней части сосуда показана сцена: скифы ловят и спутывают лошадей.
 
Оружие скифов
 
Оружие скифов: 1—3 — железные мечи; 4—6 — железные копья; 7—10 — бронзовые стрелы; 11 — железный шлем
 
Не менее богат другой большой курган около Никополя — Солоха, раскопанный в начале XX в. Н. И. Веселовским. Внутри его оказалось два погребения: центральное, которое было ограб­лено, и боковое, целое. Могилы имели форму колодца с двумя камерами по сторонам. В могиле вместе с вождем лежали два раба. В особой яме похоронены пять коней и конюх. На скелете вождя было множество золотых бляшек с геометрическим орна­ментом и изображениями зверей. Очевидно, они были нашиты на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенных золотыми изображениями зверей. На пра­вой руке вождя красовался золотой браслет с львиными голов­ками на концах, а около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. Рядом с погребенным лежала булава — знак власти — и стояли шесть серебряных сосудов. В особом устрой­стве, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лоша­диными, коровьими и бараньими костями внутри, большой медный таз, ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревянных сосудов. В другой нише стояли десять греческих амфор, в которых, вероятно, хранилось вино и масло. Из много­численных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение трех скифских воинов: всадника и двух пеших. Компо­зиция великолепна, а отделка настолько совершенна и изящна, что лучшие ювелиры мира не смогли сделать равнозначную копию.
 
Керамика скифов
 
Керамика скифов
 
Несмотря на большой интерес, который проявляли археологи к курганам скифской знати, многие из них еще не раскопаны. Уникальные вещи недавно найдены в Гаймановой могиле в Запо­рожской области. Огромный курган стоял в окружении семиде­сяти малых курганов. На склоне его обнаружены следы поминаль­ной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости. У осно­вания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Камера ограблена. Со­вершенно неожиданно был открыт тайник, который, к счастью, не заметили грабители. В нем находились уникальные золотые и серебряные вещи. Интересна серебряная с позолотой чаща, укра­шенная рельефным фризом из шести человеческих фигур. На одной ее стороне изображены сидящие, облокотясь на щиты, длинноволосые, бородатые скифы. На них узорчатые кафтаны, узкие штаны, остроконечные полусапожки. Один держит ножны с мечом, другой — колчан со стрелами. В руках у них плети. Бла­годаря тому, что кисти рук и лица сделаны из серебра, а одежда и оружие — из золота, фигуры наделены изумительной портретной выразительностью.
 
 
Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР
 
Золотая накладка на горит (футляр для лука) из кургана Чертомлык
 
 
Обряд погребения, как показали раскопки, совпадает в основном с тем, что описывал в свое время Геродот. Геродот писал, что труп умершего вождя, пропитанный воском, возят от племени к племени. Потом его привозят к заранее приготовленной четырех­угольной могиле и кладут на подстилку. В остальном простран­стве могилы хоронят одну из предварительно задушенных налож­ниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, по отборной штуке всякого скота и золотые чаши. После чего насыпают воз­можно более высокий курган.

Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести быт знатных скифов и их общественный строй. Но курганы знати не раскрывают жизни рядовых скифов. О том, как жили простые люди, больше сведений дали погребения простых скифов и раскопки поселений.
 
Гребень из кургана Солоха
 
Гребень из кургана Солоха
 
В истории Геродота имеется указание на то, что у скифов нет укрепленных городов. Это обстоятельство, а также отсутствие в прошлом интереса к так называемой бытовой археологии при­вели к тому, что только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Наиболее ранние поселения скифов относятся к VIII -началу VII вв. до н. э. Их совсем немного и расположены они у Бугского лимана. От более поздних поселений они отличаются небольшими размерами. Однако эти поселения интересны с точки зрения хозяйства и быта. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. На поселениях изобилуют кости домашних животных: коров, овец и лошадей. Но уже в VI—V вв. до н. э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их в лесостепной части. Они располагались в большинстве случаев на берегах небольших притоков. Наиболее известными являются Пастырское городище, занимающее пло­щадь около 35 га, Немировское городище около Винницы, Гри­горьевское у Могилев-Подольского и Матронинское на р. Тясмин.
 
Ваза из кургана Чертомлык
 
Ваза из кургана Чертомлык
 
Хорошо изучено Каменское городище и городища лесостепной зоны. Каменское городище на Днепре, занимавшее площадь около 12 км2, было окружено мощным земляным валом шириной около 11 м и примерно такой же высоты. Вдоль наружной стороны вала тянется ров. Внутри городища, на берегу реки устроена особо укрепленная часть города — акрополь. Население городища в со­циальном отношении было неоднородным. В акрополе жила скифская аристократия. В этой части города обнаружены остатки каменных и сырцовых (из необожженного кирпича) домов с пе­чами, сделанными из глины на деревянном каркасе. Совсем иной вид имели постройки, открытые на ремесленной части городища. Здесь известно два типа построек: наземные жилища и землянки. Наземные жилища состояли из двух или трех комнат. Они соору­жались из поставленных в ряд вертикальных столбов и плетней.

Землянки были разделены столбовыми стенами на комнаты. В некоторых из них обнаружены сделанные из глины очаги. Оба вида построек использовались под жилье и под хозяйственные и произ­водственные нужды. Постройки в большинстве своем составляли комплексы: жилище, рядом с которым находилась землянка — мастерская. Вырытая здесь же еще одна землянка служила сво­его рода амбаром для хранения продуктов и прочих хозяйствен­ных надобностей. Все эти постройки обносились забором. Оче­видно, один производственный комплекс объединял по нескольку родственных семей, занимавшихся выплавкой металла, кузнечным и литейным делом. В центре комплекса находился небольшой хра­мик богини огня.

На поселении особенно много керамики. Большинство сосудов простые скифы делали без помощи гончарного круга. Поверхность их груба, неровна и шероховата. До обжига их украшали ямками и незатейливыми линейными узорами. По форме это разные горшки с выпуклыми овальными боками, шейкой и отогнутым наружу венчиком. Наряду с местной посудой жители поселения пользовались привозными, греческими сосудами. Только на Ка­менском поселении, например, было найдено несколько сотен ножек от греческих амфор. Среди них преобладают амфоры с о. Родоса. Большинство импортной посуды обнаружено на акро­поле. Видимо, большая часть продуктов импортной торговли попа­дала в руки скифской знати.
 
Население Каменского городища оставило немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было по преимуществу населено металлургами, вырабатывающими металл из криворожской руды. Это пока что единственный известный крупный центр металлургического производства у скифов. В ре­зультате раскопок обнаружены многочисленные остатки желез­ного шлака, кусков кричного железа, заготовок, застывших капель бронзы, наконец, самих изделий и инструментов металлургов и кузнецов. Металл скифы выплавляли в специальных глинобитных печах и высоких цилиндрических тиглях. Основные орудия труда делались из железа. Известны скифские железные серпы, топоры, очень похожие по форме на современные колуны, ножи, к кото­рым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Известно, что скифы пользовались железной пилой. Довольно многочисленны орудия труда ремесленников. Это молотки, зубила, стамески, клещи, наковальни, пряслица и иголки.

Многочисленны предметы скифского вооружения. Хорошо из­вестен скифский меч — акинак, сделанный из железа, короткий, клиновидный, а также бронзовые наконечники стрел. Самые ранние образцы — плоские с втулкой (специальным отверстием для наде­вания на древко) и с шипом. Но больше всего стрел трехгранных или трехлопастных. Кроме того, известны железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные чешуйки от панцирей, все­возможные предметы конского снаряжения. На Каменском посе­лении обнаружены предметы, свидетельствующие о различных домашних занятиях и промыслах. Например, в погребениях скиф­ских женщин и на поселении найдено множество пряслиц, что гово­рит о значительном развитии прядения и ткачества. Прядение и ткачество было самым привычным трудом женщин в древности. Однако не менее широко в быту скифов применялись кожи и шкуры, из которых шили башлыки, безрукавки, шаровары.
 
Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба
 
Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба: 1а — сосуд; 1б — изображение на сосуде; 2 — концы золотой гривны; 3 — бляшка с изображением братающихся скифов; 4 — изображение оленя
 
На городище найдены земледельческие орудия труда: это железные серпы с крючком на конце для прикрепления к деревянной ручке, обгорелые зерна ячменя, зернотерки в виде овальных плоских плит. Зерновое хозяйство, производство хлеба было ши­роко развито у скифов. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах Причерноморья, и перепродавали в греческую метрополию.

Итак, Каменское городище было в основном поселением ремесленников. В металлургическом или в другом каком-либо производстве объединялась большая патриархальная семейная община. Обиход и обстановка такой семьи были незатейливы: своя лепная посуда, нож, шило, игла, простые украшения из меди и железа. Крюки, гвозди, скобки, прибитые к стенам, служили для подвешивания одежды и нехитрого инвентаря. Ремесленник, скотовод, возможно, и земледелец продавали изделия своего ремесла, покупав греческое вино, нужные им вещи. Живший в Каменке металлург был универсалом, он отливал и выковывал все — начиная от художественных украшений и огромных котлов до шила и иголки; он обслуживал и себя, и степняка-соседа.        

Археологические данные свидетельствуют о том, что скифы вели сложное хозяйство. Племена занимались сельским хозяйством, производили зерно, разводили скот, жители же поселений были в первую очередь ремесленниками. Собранный в ходе раскопок огромный материал дает довольно полное представление об архео­логической культуре скифов, предметы которой широко заимство­вались другими народами и известны далеко за пределами тер­ритории скифов.
 
Скифы

 
У скифов была широко развита военная организация, которую также можно проследить по археологическим данным. Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите — специальном деревянном футляре, обтянутым кожей. У знатных скифов гориты украшались золотыми или серебряными рельефными пластинками. (Многие всадники имели доспехи, которые состояли из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных чешуек и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит, сделанный из дерева и обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входил кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинами. К поясу слева подвешивался горит, а справа — ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: метали дротики, в рукопашной схватке в ход шли тяжелые копья с массивным железным наконечником, железные мечи и боевые топоры.
 
Скифы и скифская культура
 
 
Пышный погребальный обряд и сложные конструкции курганов знати, на соору­жение которых уходила масса строительных материалов и труда, свидетельствуют о существовании развитого культа предков, о сложных представлениях о потустороннем мире и «жизни» в нем. Очевидно, на религиозной основе возникло яркое художественное творчество скифов и ряда других народов. У них сло­жился так называемый скифский «звериный стиль», который в сходных формах распространился не только в Причерноморье, остальные представители знати. С погребенными находилось много золотых и серебряных вещей и оружия.

Жизны скифов в Крыму проходила при усиливающихся военных столкновениях. Неаполь был окружен мощной оборонитель­ной стеной, сложенной из огромных каменных глыб. В самом городе обнаружено большое количество ям для хранения зерна. Огромные общественные ямы были устроены даже на площади города. Все это свидетельствует о значительной роли зернового хозяйства и торговле зерном.

Культура этого позднего периода испытывала значительное влияние греческой и римской культуры. Это влияние чувствуется на предметах роскоши, архитектуре городских по­строек. Большие общественные здания и даже многие частные дома построены из камня по эллинистическому образцу: с дву­скатной крышей, колоннами и полуколоннами, фронтоном. Все это свидетельствует о значительном перерождении скифской культуры и ее упадке.
 
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA


Бонус за подтверждение почты проведи время с пользой играй на gamesgolden.com



Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (5)

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР"


врачевание у Скифов

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР"


Скифский царь и знатный воин.

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР"




TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР"


Скифские войны реконструкция.

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Скифы и скифская культура - Ранний железный век в европейской части СССР"


Золотая серьга из кургана Куль-Оба.


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.