¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 3, 2014

Сарматы

К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили род­ственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарма­тов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.

Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур.

Некоторые различия между ранними и более поздними сармат­скими археологическими памятниками позволили ряду исследо­вателей считать сарматов и савроматов двумя различными наро­дами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в.

Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и иссле­довано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооруже­ний. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земля­ных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сло­женные из камня, так называемые царские могильники. Все савро­матские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные мо­гильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов.
 
Сарматы. Происхождение сарматских племен
 
Сарматские вещи: 1—2 — мечи; 3 — кинжал; 4 — стрелы; 5 — остатки древков стрел; 6 — остатки лука с костяными обкладками; 7 — пряжка; 8 — фибула; 16 — золотая диадема
 
 
Сарматы. Происхождение сарматских племен
 
Сарматские вещи: 9 — бронзовый котел; 10 — крючок для извлечения мяса из котла; 11 — курильница; 12—15 — керамика;
 
 
Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей.

Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.

В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота.

Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом.

У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенно­стей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими яв­ляются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погре­бения с оружием и богатыми украшениями.

В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее ски­фами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап исто­рии сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков.

В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увели­чивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается коли­чество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарма­тов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и высту­пили на завоевание новых территорий.

Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчи­нили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обста­новке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значитель­ная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое насе­ление, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселе­ния часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сар­матские поселения имели оборонительные сооружения из несколь­ких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глино­битных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пше­ницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-преж­нему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тес­ные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской жен­щины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и порт­ретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, оли­цетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В по­гребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую ру­башку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем.
 
Изображение сарматов на Колонне Трояна (2 в.н.е. В VIII - IV в.в. )
 
Изображение сарматов на Колонне Трояна (2 в.н.е. В VIII - IV в.в. )
 
Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов.
 
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (2)

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Сарматы"




TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Сарматы"





Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.