¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 3, 2014

Культура населения лесного севера европейской части СССР - дьяковские и ананьинские поселения


   Железо в середине I тыс. до н. э. распространилось далеко к северу, с ним были знакомы жители лесной полосы Восточной Европы. Однако культура племен, живших в верховьях Волги, по Оке и в Прибалтике в VII—II вв. до н. э., значительно отличалась от культуры степных скифов и сарматов. Особенность состоит в том, что железо здесь было довольно редким металлом и в материальной культуре по-прежнему большое место занимали изделия из кости и рога, а в хозяйстве значительную роль продолжала играть охота. Но наряду с охотой развивалось домашнее ското­водство и примитивное земледелие. Культура лесных племен благодаря общности условий оседлого быта и хозяйства имеет много схожего. Однако это не значит, что на всей огромной территории развивалась единая культура.

Еще в конце XIX в. в лесной полосе было известно множестве небольших укрепленных городищ. Они расположены в лесном Поволжье, по берегам Оки, Москва-реки и их притокам. Городища эти называются дьяковскими по названию городища у с. Дьяково под Москвой. Поэтому и культура племен, оставивших эти памят­ники, получила название дьяковской.

Размеры поселений небольшие, устраивались на высоких, есте­ственно укрепленных берегах, прорезанных по сторонам глубо­кими оврагами. Дополнительно дьяковские городища искусно укреплены валами и рвами. Нередко вокруг всей площади поселка сооружалась деревянная стена из массивных бревен и слег.

Культурный слой дьяковских поселений содержит разнообраз­ные предметы. Среди них встречаются железные топоры — кельты, служившие как для рубки деревьев, так и для обработки земли, ножи, наконечники копий. Железных предметов по отношению к общей массе вещей немного. Несмотря на это, мы располагаем материалом, позволяющим утверждать, что металлургия железа у племен Волго-Окского бассейна была местной. Железную руду плавили тут же на поселениях. У жителей дьяковских поселений сложились основные отрасли домашнего производства: кузнеч­ное, ткацкое и гончарное. О развитии ткачества свидетельствуют находки пряслиц для веретен и многочисленные грузики-подвески для примитивного ткацкого станка. Однако изделия домашнего производства удовлетворяли только внутренние потребности жите­лей поселков.
 
Инвентарь дьяковской культуры
 
Инвентарь дьяковской культуры: 1 — железный серп; 2 — каменный топор; 3 — костяная стрела; 4 — железная стрела; 5 — железные удила; 6 — железный крючок; 7 — костяной гарпун; 8 — костяная проколка; 9 — глиняная льячка; 10, 11 — бронзовые украшения; 12 — костяная фигурка животного; 13—14 — керамика; 15—17 — грузики
 
 
 
По кухонным отбросам, инвентарю и другим деталям удалось реконструировать и другие стороны хозяйства. Установлено, что важную роль в хозяйстве играли охота и скотоводство. Стада домашних животных состояли из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и свиней. Лошади, так же как и в степях, исполь­зовались для верховой езды, о чем свидетельствуют находки же­лезных удил. Земледелие играло, очевидно, вспомогательную роль, так как земледельческое производство в этой местности было свя­зано с большими затратами труда.

Посуда дьяковских поселений своеобразна. В основном это грубо сделанные плоскодонные глиняные горшки, на наружной поверхности которых видны отпечатки похожей на мешковину ткани.

По сведениям римского историка Тацита известно, что на тер­ритории распространения памятников дьяковской культуры жили финно-угорские племена. Скорее всего, это были предки мерян, муромы и веси.

В Среднем Поволжье в то время сложилась близкая к дьяков­ской культура. Различия в материалах совсем незначительны.

Близки по культуре к дьяковским племенам в I тысячелетии до н. э. древние жители Эстонии и Латвии. Здесь известны такие же, как и в соседних районах, укрепленные поселения, располо­женные на Западной Двине и по морскому побережью: Кландюкалис, Иру близ Таллина и Лева на острове Сарема. Люди жили в основном в круглых землянках. Однако на некоторых поселе­ниях зафиксировано наличие рубленых четырехугольных деревянных изб, в основе хозяйства лежало скотоводство, земледелие, охота и морской промысел. Ливо-эстонские, или западнофинские, племена, в отличие от дьяковских, оставили могильники, получив­шие название каменных курганов. Особенность их в том, что в каменных ящиках содержатся остатки 10—12 захоронений с до­вольно скудным инвентарем: костяные или железные простые булавки, проушные бронзовые или железные топоры местного про­изводства. Иногда в этих могилах встречаются изделия южного, степного и скандинавского происхождения.

В Юго-Восточной Прибалтике, по Неману и Западной Двине до верховий Днепра обитали древние лето-литовские племена. На этой территории известно довольно много древних курганных могильников. В Прибалтике известны также и укрепленные посе­ления, внешне очень похожие на дьяковские. Их сооружали на выступающих в сторону реки высоких мысах с крутыми склонами. Такой характер носят Петрашунское, Зарасайское и другие литов­ские поселения. Они содержат мощный культурный слой, свиде­тельствующий о продолжительном обитании человека. В культур­ном слое много костей домашних животных, обломки каменных зернотерок, изделия из кости и керамика.

На северо-востоке европейской части СССР, в Заволжье и Приуралье, в бассейне Камы, Вятки и Белой лежит другая род­ственная область культуры финно-угорских племен, получившая название ананьинской. Исследование памятников ананьинской культуры началось с середины прошлого века раскопками Анань-инского могильника на Каме. Еще в прошлом веке были известны и исследованы в Татарии городища Гремячий Ключ, Сорочьи Горы, Галкинское, расположенное при впадении р. Чусовой в Каму, и многие другие. Большинство из них были укрепленными поселками, расположенными на высоких берегах. С двух сторон эти поселки защищались труднодоступными крутыми склонами берега и оврагов, с третьей стороны они были защищены мощным земляным валом и рвом. Такое земляное укрепление дополнялось частоколом. Площадки поселений невелики: их длина обычно 100—120 м и ширина — 50—70 м. В поселке жило всего несколько десятков человек, составлявших одну родовую общину.

Культурный слой ананьинских поселений состоит в основном из кухонных отбросов: расколотых костей животных, створок раковин речных моллюсков, обломков глиняной посуды, углей и золы. Предметы из кости преобладают даже среди орудий труда. Это обстоятельство позволило первым их исследователям назвать поселения «костеносными».
 
Инвентарь ананьинской культуры
 
Инвентарь ананьинской культуры: 1—2 — железные копья; 3—4 — бронзовые стрелы; 5—10 — бронзовые украшения; 11 — бронзовый кинжал; 12—13 — каменные копья; 14 — бронзовое копье; 15—16 — бронзовые чеканы; 17 — каменная плита из Ананьинского могильника; 18—19 — новомордовские стелы
 
 
Почти все ананьинские могильники не имеют внешних призна­ков на поверхности и обнаружить их довольно трудно. Но и они исследованы. Наиболее ранним среди памятников ананьинской культуры является раскопанный в конце прошлого века Маклашевский могильник. К более позднему времени относятся Луговской, Ананьинский и некоторые другие могильники. В их инвен­таре значительно больше железных вещей, чем в ранних. Непре­менной частью инвентаря становится железный нож. Бронзовые наконечники копий заменяются железными, появляются короткие железные мечи и кинжалы. Найдены бронзовые кельты, железные листовидные с втулкой наконечники копий и ножи. Из украшений характерны спиральные височные кольца и большие круглые брон­зовые бляхи, которые носили на одежде.

В период расцвета ананьинской культуры выделяются богатые и бедные погребения. Богатое мужское погребение Ананьинского могильника отличалось от остальных сложным надмогильным сооружением и инвентарем. Обычно это были погребения воинов. Их могилы покрывались деревом и каменными плитами, а кругом шли кольца, выложенные из камней.

Ведущими отраслями хозяйства были земледелие и скотовод­ство. Однако охота продолжала сохранять подсобную роль наряду с рыболовством и собирательством. Наличие мотыжного земледе­лия бесспорно. На это указывают прежде всего обугленные зерна проса, найденные на Луговском поселении, а также обнаружен­ные на ряде поселений каменные зернотерки, песты и бронзовые серпы. Довольно часто на поселениях находят и костяные нако­нечники мотыг. Интересно, что земледельческие орудия найдены только в мужских погребениях, в женских они совсем не встреча­лись. Следовательно, с самого начала земледелие у людей анань­инской культуры было делом мужского коллектива.

Изучение костей на ананьинских поселениях позволило сделать вывод, что ананьинцы разводили почти всех современных домаш­них животных — лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, сви­ней и собак.

Среди археологических материалов встречается довольно много рыболовных крючков, блесен, костяных наконечников гарпунов, остроги и каменные грузила. Ананьинцы добывали в основном крупную рыбу. Об этом свидетельствуют большие размеры орудий лова, кости и щитки крупных осетровых рыб. Рыболовные крючки состояли из двух частей: собственного крючка и острого тонкого стержня, который привязывался к концу крючка и образовывал жало.

Наряду с костями главную массу находок на поселениях со­ставляет керамика. Все ананьинские сосуды вылеплены от руки, в виде низкой чашки с выпуклым или слегка утолщенным дном. Встречаются и более высокие сосуды с яйцевидным дном, а ино­гда и сосуды с высокой шейкой. Почти вся ананьинская посуда украшена. Орнамент составляют ямки, отпечатки шнура и зубча­того штампа.

Богатым и своеобразным было вооружение ананьинцев. Его изготовление требовало большого умения. В период расцвета ананьинской культуры широкое распространение получили брон­зовые наконечники стрел и копий скифского типа. Мечей и кинжа­лов немного, в большинстве своем они железные, встречаются также железные боевые топоры и клевцы с бронзовой втулкой и железным острием — своеобразное оружие с немного загнутым в виде клюва острым бойком и поперечной втулкой. У пояса воины носили железные кинжалы. На каменной плите, покрывающей одну из могил, сверху было прорисовано изображение ананьинского воина. Одет он по подобию скифов в короткий кафтан, короткие штаны и островерхую шапку. Шею его украшала массивная гривна. Кафтан затянут поясом, к которому подвешен корот­кий меч, клевец и кинжал, точно такие, какие находят в могилах. Многие виды вооружения, вероятно, были заимствованы жителями Прикамья от скифов, сарматов и населения Сибири.

К ананьинскому времени в Прикамье относится ряд жертвен­ных мест, материалы которых характеризуют религиозные представления людей. На жертвенных местах, расположенных на высо­ких холмах, лежат мощные слои золы, угля, костей сожженных животных, литые бронзовые фигурки птиц, зверей и людей. Наи­более значительным жертвенником является Гляденовское капище, расположенное на Каме около деревни с тем же названием. Такие жертвенники известны и в других местах. Многие из них возникли в эпоху бронзы и просуществовали до начала I тысяче­летия н. э. Ананьинцы поклонялись огню и различным духам при­роды, животным и духам своих предков, которых они изображали в виде отлитых из бронзы антропоморфных существ.

Искусство ананьинцев носит религиозный характер. Здесь раз­вивался своеобразный «звериный стиль». Главным мотивом этого искусства было украшение различных предметов образами жи­вотных. Эти изображения не только украшали оружие, но и имели смысловое значение, придавая предметам «особую силу», обере­гая их владельца от воздействия злых сил, олицетворяя собой предка-покровителя или родовое божество. Прикамское искусство имеет и свои особенности: в основе его лежит образ медведя — типичного обитателя лесов. Вторым характерным мотивом в ананьинском искусстве является изображение хищной птицы.

Общество ананьинцев было родовым, патриархальным, при значительном преобладании роли мужчины, о чем свидетельствуют погребения. В результате изучения материалов ананьинской куль­туры устанавливается преемственность ананьинского населения с последующими народами на территории Прикамья. Ананьинцы, вероятно, были древнейшими предками современных коми и уд­муртов.
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.