¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 5, 2014

Курганы Горного Алтая


В долинах Горного Алтая расположены курганы, сооружены в середине I тысячелетия до н. э. Они известны в урочище Пазрык, где было раскопано пять курганов, в долине Башадар в долине реки Туэкты. Курганы Горного Алтая представляют собой большие каменные насыпи. Под ними, в глубоких ямах сооружались двойные рубленые бревенчатые камеры: обширная камера, по размерам не уступающая жилому помещению, а вну­три ее другая камера — меньших размеров. Между ними было воздушное пространство. Под курганами образовались участки вечной мерзлоты, так как затекавшая внутрь влага замерзала, а камни за лето прогревались настолько, что образовавшийся под их покровом лед не мог растаять. Вечная мерзлота сохранила то, что в других условиях исчезло бы бесследно. В камерах пазырыкских курганов уцелели все деревянные конструкции, драгоцен­ные камни, изделия из шерсти, меха, кожи, войлока и многое другое, включая бальзамированные трупы людей, погребенных в курганах. Все это позволяет представить жизнь строителей пазырыкских курганов. Это были скотоводы Алтая, достигшие высокого уровня в своем социально-экономическом развитии. В их могилах, несмотря на то что там побывали грабители, найдены остатки былых сокровищ, в том числе различные предметы роскоши, доставленные из далеких стран. Таковы, например, иранские ткани ахеменидского времени с изоб­ражениями жриц в высоких тиарах, изделия из шкуры леопарда, семена кориандра и раковины каури, привезенные с берегов Индий­ского океана. Даже кони, трупы которых были положены побли­зости от владельца, и те свидетельствуют о богатстве и знатности погребенного. Это превосходные скакуны золотисто-рыжей масти. Очевидно, их держали не на подножном корму, а в условиях стойлового режима, кормили отборным зерном.
 
Курганы Горного Алтая - железный век
 
Предметы из кургана Пазырык: 1 — деревянный сосуд; 2 — бронзовая курильница; 3 — деревянное украшение сбруи; 4 — деревянный столик; 5 — каменный светильник; 6 — бронзовая курильница; 7 — сапог; 8 — башлык; 9 — уздечка; 10 — мотивы татуировки
 
 
Монументальные размеры могил, их великолепие и пышность свидетельствуют о той важной роли, которую играли похоронен­ные в курганах среди своих сородичей. Расположение курганов цепочкой указывает на то, что погребенные находились в род­ственной связи. Одна могила прибавлялась к другой по мере того, как умирали члены этого рода.

Невероятно, чтобы такая пышность могла окружать при жизни и после смерти обыкновенную главу какого-либо рода. Это были, очевидно, захоронения лиц, возглавлявших крупные племенные объединения, область влияния которых, должно быть, далеко вы­ходила за пределы Пазырыкской долины.

Интересно погребение вождя во втором пазырыкском кургане. К трупу была привязана длинная борода, густо окрашенная чер­ной краской. Тело его оказалось покрытым роскошной татуиров­кой, произведенной при жизни способом накалывания. На груди изображена фантастическая фигура зверя или львиного грифона с птичьей головкой на конце хвоста. На правой руке уцелела серия рисунков: кулана, фантастического крылатого зверя, гор­ного козла, оленя с птичьим клювом на конце морды, клыкастого хищника и, наконец, оленя с подстриженной зубцами гривой. Та­туировка покрывала и ноги человека.

О глубокой связи со скифами Средней Азии и Южной России свидетельствуют и памятники искусства, извлеченные из пазырыкских курганов. Центральное место принадлежит изображениям животных (лось, косуля, лев, тигр, кабан) и птиц (лебедь, гусь и особенно хищных птиц). Здесь сложился своеобразный звериный стиль, в котором важное место принадлежит изображению нере­альных, мифических существ, причудливо совмещающих в себе признаки различных животных. Один из наиболее часто повто­ряющихся фантастических образов — орлиный грифон, т. е. суще­ство с телом льва или тигра, с крыльями птицы и ушастой голо­вой. Особо выделяется расцвеченный яркими красками сфинкс в виде существа, имеющего человеческий бюст и львиный зад. Лицо у него красно-коричневое, с мясистым горбатым носом я закрученными вверх черными усами. На голове у этого чудовища пышный олений рог, на спине возвышается эффектно оформлен­ное крыло из длинных разноцветных перьев. Как реальные живот­ные, так и фантастические звери часто представлены в сценах яростной борьбы. Таковы композиции, изображающие козлов, де­рущихся друг с другом, льва, терзающего горного козла, и др.

Специфические признаки стиля сближают алтайские изобра­жения с искусством Древнего Востока, в первую очередь Ирана ахеменидского времени. Несмотря на это, искусство древних пле­мен Алтая, образцы которого уцелели в ледяных камерах пазырыкских курганов, глубоко самобытно, оно связано с высокой культурой местного населения.

В пятом пазырыкском кургане были найдены два предмета, затмившие все остальные. Это были два ковра. Первый из них, изготовленный из войлока, поражает одними только размерами: его длина — 6,5 м, ширина — 4,5 м. По всему полю ковра распо­ложены двумя горизонтальными рядами повторяющиеся изобра­жения всадника и сидящей женщины. Женщина, увенчанная высо­ким головным убором и одетая в длинную одежду, сидит в кресле и держит в руке цветущую ветвь. Это, несомненно, женское боже­ство, вероятнее всего богиня земли и плодородия. Изображенный перед ней всадник одет в короткую куртку с развевающимся сзади коротким плащом — епанчей. На ковре изображена культовая сцена: всадник перед сидящей на троне богиней получает из ее рук символ власти.

Второй ковер размером в 4 м еще удивительнее. Перед нами древнейший в мире многоцветный тканый ковер с бархатным вор­сом, ничем не уступающий по совершенству и тонкости работы лучшим туркменским и персидским коврам, хотя он по крайней мере на целые две тысячи лет старше известных ковров такого рода. Вокруг центрального поля квадратной формы, заполненного геометрическим узором в виде лучистых розеток, расположены широкие орнаментальные каймы, на которых изображены фигуры фантастических грифонов, реалистически выполненные олени и, наконец, лошади с всадниками.

В одном из курганов Горного Алтая была обнаружена четы­рехколесная повозка, на которой, очевидно, везли в могилу сарко­фаг с вождем. Повозка состояла из легкой станины на больших колесах с втулкой и спицами, над которой возвышался крытый верх. Повозка разбиралась: в нужный момент с колес можно было снять верхнюю ее часть, которая превращалась в удобные но­силки. Эта особенность была связана с горной местностью, где не всюду можно было проехать.

Установлено, что высокая культура древних племен Алтая, существовавшая в середине I тысячелетия до н. э., возникла и развивалась в условиях тесных культурных и, очевидно, полити­ческих взаимоотношений с передовыми странами того времени. Древний Алтай предстает в свете пазырыкских раскопок как очаг необычно высокой и яркой культуры. В область этой культуры входила и Тува, где открыто большое количество курганов.

Наряду с огромными усыпальницами родовой и племенной знати в Туве, на Алтае и в соседних районах Монголии известно большое количество курганов, принадлежавших рядовым общин­никам. Люди в них погребались с минимальным количеством ин­вентаря (бронзовый нож, кинжал, зеркало), а часто и без него.

Многие достижения этой древней культуры вошли потом в со­кровищницу более поздней культуры сибирских народов и миро­вой цивилизации.
 
 
Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

От: TrofimovA


пенопластовый шар в москве купить



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.