¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 5, 2014

Культура скотоводческих племен Казахстана и Средней Азии

В начале I тысячелетия до н. э. все население Средней Азии и Казахстана по своему хозяйственному укладу делилось на две группы: оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. То мирные, то враждебные взаимосвязи являются одним из основных факто­ров исторического развития на этой территории СССР.

Кочевники представляли постоянную страшную угрозу не только для земледельцев Средней Азии, но и для жителей сосед­него Ирана и Индии, что нашло отражение в древних иранских и греческих письменных источниках. Так, в надписи на знаменитой Бехистунской скале говорится о походе персидского царя Дария I в страну саков, живших в Средней Азии. На этом памятнике высе­чена фигура сака в характерной одежде кочевника-скотовода. Более подробные сведения о среднеазиатских кочевниках сере­дины I тысячелетия до н. э. содержатся в «Истории» Геродота и у других древнегреческих авторов. Геродот описывает поход про­славленного персидского царя Кира I в страну массагетов, в кото­рой персидская армия по­терпела поражение.

Что касается конкрет­ной территории обитания этих народов, то сведе­ния древних авторов за­путаны так же, как и са­ми названия этих наро­дов: то всех их называют саками, то выделяют от­дельные племена, то раз­личают два народа: саков и массагетов. Очевидно, название «саки» было со­бирательным, оно распро­странялось на различные родственные между собой племена. К сожалению, эти различия нельзя про­следить на археологиче­ском материале. Наобо­рот, на всей огромной территории от Сыр-Дарьи до границ Китая, вклю­чая Южный Казахстан, Киргизию, Тянь-Шань и Памир, распространены памятники в сущности одной, единой культуры скотоводов.

Основными археоло­гическими памятниками кочевников являются курганные могильники, древние рудники и наскальные рисунки. В наиболее древних курганах VH—V вв. до н. э. содержатся бронзовые предметы. С железом кочевники Сред­ней Азии познакомились только в V в. до н. э. Древнесакские кур­ганы невелики, под их насыпями, в прямоугольных ямах скелеты лежат в скорченном или вытянутом положении. С погребенными клали бронзовые ножи, кинжалы, стрелы похожие по форме на скифские, с бронзовыми черешковыми и втульчатыми наконечни­ками и слепленные руками неорнаментированные сосуды.

В IV—III вв. до н. э. выделяются величественные памятники родовой и племенной знати, например могильник Бесшатыр, расположенный к востоку от Алма-Аты, в долине реки Или. Под насыпью этого могильника находились бревенчатые склепы с при­хожей и коридором. Сверху все это было перекрыто бревнами. Кроме того, под землей прорывались таинственные проходы, на­значение которых трудно установить. Общая длина таких проходов под Бесшатырским курганом достигала 55 м. Почти все курганы знати начисто ограблены. Однако некоторые остатки вещей позволяют говорить о наличии в склепах оружия, драгоценностей и посуды, о погребении вместе с знатными мужчинами жен или рабынь.

Иначе хоронили рядовых воинов. Их погребали под небольшими насыпями в прямоугольных ямах, выложенных деревом или камнем. При каждом находился короткий меч-акинак и колчан с бронзовыми наконечниками стрел. В этих погребениях сохрани­лись бронзовые зеркала и украшения, очень похожие на скифские, принадлежности конской сбруи и погребения коней. Многие быто­вые и культовые предметы украшены фигурами животных. Среди сюжетов звериного стиля древних кочевников Средней Азии ши­роко распространены литые фигурки горных козлов с гордо загну­тыми крутыми рогами.

Интересными памятниками культуры и искусства кочевников Средней Азии являются «клады» случайно найденных предметов из бронзы и железа. На севере Киргизии, неподалеку от озера Иссык-Куль, были открыты два огромных бронзовых котла и два «алтаря» с высокими ажурными коническими подставками. Один круглый алтарь украшали фигуры величественно идущих друг за другом барсов, а другой венчали двенадцать скульптурных групп,' изображающих нападение львов на козлов. Вместе с этими пред­метами были зарыты большие прямоугольные жертвенные столы с четырьмя ножками по углам и ручками по бокам. Такие жерт­венники обнаружены и под Алма-Атой. Вещами, найденными в кладах, саки пользовались, очевидно, в дни каких-то религиоз­ных праздников, когда кочевники-скотоводы съезжались в определенные «святые» места. В этих местах, надо полагать, хранились котлы, служившие для приготовления пищи, и металлические жертвенники, на которых в ярком священном огне сгорали жертвы.

Антропологические материалы свидетельствуют о том, что здесь, так же как и в Южной Сибири, в раннем железном веке жили люди европейского облика. Вероятно, они были потомками живших здесь ранее племен местной культуры.
 
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.