¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 5, 2014

Культура племен лесной полосы Сибири в I тысячелетии до нашей эры

На обширной территории лесной зоны и тундры Сибири в I ты­сячелетии до н. э. обитали многочисленные племена, оставившие памятники своеобразных археологических культур: усть-полуйской (в Нижнем Приобье), потчевашской (в Тобольском Прииртышье), кулайской (в Нарымской тайге) и большереченской (в лесной ча­сти Верхнего Приобья). Эти культуры имеют много общего. Со­здавшие их племена жили в одинаковых условиях, занимались скотоводством, а в некоторых местах земледелием, в широких мас­штабах среди жителей этих племен были развиты охота и рыбо­ловный промысел, а также домашние занятия по изготовлению тканей, выделке кож и посуды. Большое влияние на культуру лес­ных племен оказали их соседи, жившие на Урале и в степной части Южной Сибири. Они снабжали лесное население медью и изде­лиями из нее, способствовали распространению железа, прогрес­сивных орудий труда и оружия.
 
Культура племен лесной полосы Сибири в I тысячелетии до нашей эры
усть-полуйская культура, предметы
 
 
Довольно хорошо изучена усть-полуйская культура, сложив­шаяся в Нижнем Приобье от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по названию наиболее харак­терного поселения. Раскопки, произведенные в Усть-Полуе, Сале­харде и других местах, показали, что эта культура принадлежала оседлому населению. На поселениях открыты остатки полуземля­нок и наземных построек в виде шалашей. Интересна землянка, раскопанная в Салехарде. Это было обширное, четырехугольное в плане помещение с очагом в центре и земляными нарами вдоль стен. Это древнее жилище очень близко по планировке к современ­ным летним жилищам живущих на Оби местных народов. Жители усть-полуйских поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культур­ного слоя. Охотились они главным образом на дикого оленя. Из рога оленя сделано подавляющее больщинство различных поделок. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и, видимо, по назначению наконечники стрел. Больщинство их сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. Наконеч­ники были трехгранные и ромбические в сечении, с щипами-отростками и крупные, использовавщиеся при охоте на мелкого пушного зверя. Значительное место в жизни людей занимала рыбная ловля. На поселениях найдено огромное количество рыбьей чешуи и ко­стей, а среди орудий труда широко известны рыболовные крючки и остроги, состоящие из трех зубцов.

Известны различные домашние промыслы. На усть-полуйских поселениях обнаружено громадное количество железных ножей, которые служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Применялась также и бронза, из которой отливали наконеч­ники стрел, кельты и множество различных украшений и культо­вых фигурок. При раскопках была вскрыта бронзолитейная мас­терская: обнаружены обломки тиглей, формы для отливки нако­нечников стрел, отлитые, но еще не обработанные орудия и заготовки. Из кости и рога с помощью железных ножей делались различные наконечники стрел, гарпуны, проколки, иглы, гребни, нагрудные панцирные пластины, лопаточки, ложки, рукоятки но­жей, крючки и украшения. Одежду шили из оленьих и лосиных шкур и меха. Об обработке шкур свидетельствует обилие разно­образных скребков: массивные, похожие на лопаточки, крупные серповидно изогнутые скребки и совсем небольшие, употреблявшиеся для обработки шкурок пушных зверей.

Некоторые предметы подтверждают наличие еще одной, очень важной отрасли хозяйства - собирательства. Так, для выкапыва­ния кореньев применялись похожие на мотыгу костяные орудия труда.

Среди материалов усть-полуйской культуры встречаются пред­меты вооружения, представленные секирами, кинжалами и клевцами.

Усть-полуйцы создали богатое и самобытное искусство, представленное графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные пред­меты- рукоятки ножей, застежки, ложки - обычно украшают; плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц, ис­полненные в традициях неолитического искусства. Довольно само­бытен и богат линейно-геометрический орнамент, известный в Си­бири еще со времен андроновской культуры, которым украшали предметы из кости.

В формировании искусства усть-полуйской культуры принял участие местный, арктический компонент культуры и пришлый, происхождение которого связано с южными, степными террито­риями. Гребни, костяные игольники, гарпуны и многие наконечники стрел, а также изображения животных всецело связаны с местными неолитическими традициями и имеют много общего с материальной культурой других северных народов. Второй ком­понент- степной и, очевидно, связан не только с культурным влия­нием, но и с передвижением населения на север, в лесную зону. С южносибирскими культурами связано появление бронзовых кот­лов, похожих на них глиняных сосудов на поддонах, кельтов, брон­зовых наконечников стрел и мотивов линейно-геометрического орнамента.

Усть-полуйской культуре во многом близка другая культура, изученная по памятникам, обнаруженным в местечке Потчеващ в устье Тобола. Хозяйственная основа живщих здесь племен была несколько щире, чем у усть-полуйских. Наряду с охотой и рыбо­ловством люди занимались скотоводством и мотыжным земледе­лием. На поселениях найдены массивные роговые мотыги для обра­ботки земли, а в курганах - зерна ячменя. Исследования культур­ного слоя поселений показали, что основным продуктом питания была рыба. Значительное место в хозяйственной жизни населения занимала лошадь. Об этом свидетельствуют находки в курганах остатков кожаной сбруи и интересные фигурки коней, вылепленные из глины. Многие из них изображены с всадниками в седле.
 
Большереченская культура
 
Большереченская культура (по Т.Н. Троицкой, А.П. Бородовскому): костяные наконечники стрел, железные изделия и керамические сосуды
 
 
Территория Верхнего Приобья и Притомья в VII-I вв. до н. э. была занята оседлыми племенами большереченской культуры. Памятники этой культуры изучены на Верхней Оби у с. Большая Речка. Люди большереченской культуры жили в укрепленных посе­лениях, состоящих из обширных полуземлянок прямоугольной формы с очагом в середине. Они занимались пастушеским ското­водством и мотыжным земледелием. Из домашних животных раз­водили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Значительное место в хозяйстве занимали рыболовство и охота. На поселениях найдено большое количество костей диких животных: лося, мед­ведя, косули, соболя. В инвентаре много изделий из кости: нако­нечники стрел, гребни, лощила, мотыги, застежки, пряжки, про­колки. Широко было развито и изготовление металлических ору­дий труда и оружия. В начале большереченской культуры таким металлом была бронза. В V в. до н. э. наряду с бронзой появляется железо, а со II в. до н. э. железо окончательно вытеснило бронзу.

Могильники большереченской культуры грунтовые, людей погребали вытянуто или скорченно в узких небольших ямах. С погребенными клали глиняные сосуды, наконечники стрел, бронзовые ножи, внешне похожие на татарские. Люди большереченской культуры занимались и металлургией. На поселении Ближние Елбанщ обнаружены остатки литейной мастерской: глиняные и каменные литейные формы для отливки кельтов, тёсел и копий.

В средней части лесной полосы Сибири в конце I тыс. до н. ч существовала кулайская культура, названная по месту находки характерных для нее вещей на горе Кулайке. На юго-востоке племена кулайской культуры граничили с людьми татарской культурьщ на западе - с усть-полуйской. Основные кулайские памятники - это жертвенные места. Характерными вещами этой своеобразной культуры являются ажурные стилизованные изображения, отлитые в односторонних глиняных или земляных формах. Фигурки изобра­жают обитателей местного леса: лося, медведя, волка, различных птиц. Встречаются композиции, состоящие из одной или несколь­ких фигур с несколькими повторяющимися головами. Фигуры сти­лизованы, условно передают рот, глаза, нос. В изображениях фан­тастически соединяется образ животного с человеком. Литые изо­бражения хотя и отличают эту культуру, но не они определяют ее содержание. Люди кулайской культуры - лесные охотники и скотоводы. Они пользовались своеобразными крупными трехлопа­стными наконечниками стрел с щипом и втулкой, массивными двухлопастными и трехлопастными бронзовыми наконечниками копий с длинной втулкой. Среди предметов вооружения встре­чаются бронзовые и железные клевцы.
 
Кулайская культура
 
Кулайская культура: реконструкция жилища, керамическая посуда, бронзовые наконечники стрел, предметы зооморфного и антропоморфного художественного литья (по Л.А. Чиндиной, Т.Н. Троицкой)
 
На предметах кулайской культуры лежит печать сильного влия­ния других культур как Южной Сибири, так и Урала. Среди кулайских материалов встречаются бронзовые котлы и оружие, характерные для татарской культуры, известны бронзовые бляхи, типичные для раннего железного века на Урале. Очевидно, рас­пространение этих предметов связано с широким обменом, который вели племена кулайской культуры, получая металл от людей татар­ской культуры и жителей Урала. Изделия из меди и бронзы они отливали сами и обеспечивали предметами своего литья других обитателей лесной полосы Западной Сибири. Это подтверждается широким распространением в лесной зоне вещей кулайской куль­туры.


От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (3)

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Культура племен лесной полосы Сибири в I тысячелетии до нашей эры"


Котлы.

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Культура племен лесной полосы Сибири в I тысячелетии до нашей эры"


Воин натягивает сложный лук кулайского типа (а). Его кибить оклеена, с помощью рыбьего клея, полосками вываренной бересты, защищающей оружие от влаги. За его спиной — коробчатый берестяной колчан (б), украшенный излюбленным орнаментом таежного населения Приобья — так называемой «уточкой» (в). В походном положении длинный лук носили одетым через плечо. Воин облачен в короткий панцирь типа «корсет», связанный из роговых пластин (г). На боках он стянут ременными завязками, а по талии — кожаным поясом (д). Грудь дополнительно закрывает крупная роговая пластина — священное изображение фигуры с мечами (е). Шлем (ж) сплетен из длинных пластин треугольной формы и снабжен бармицей (з), защищающей шею и щеки. Кулайский лучникОна составлена из роговых чешуек, пришитых к кожаной основе. Под шлем и панцирь одета плотная поддевка, набитая простеганной шерстью. Из-под шлема опускаются длинные волосы (и), заплетенные, в соответствии с таежной модой, в косы, концы которых зажаты в специальных бронзовых [Развернуть]

TrofimovA

Ноябрь 5, 2014


Фото для "Культура племен лесной полосы Сибири в I тысячелетии до нашей эры"


Тяжеловооруженный кулайский воин. Он облачён в длинный панцирь, составленный из колец по ламеллярному принципу (а). Кольца набраны из роговых пластин, сплетённых между собой ремнями. Нижние кольца защитной одежды свободно свисают на нескольких ремнях и могут складываться, входя одно в другое, не мешая ходьбе. На груди воина — роговая «кираса» со священным воинским изображением (б). Голова защищена шлемом (в) с бармицей (г) и бронзовым наносником (д). Купол шлема смонтирован из небольших пластин по чешуйчатому принципу. Воин вооружён бронзовым втульчатым топором-кельтом (е), сложным цельнодеревянным луком западно-сибирского типа (ж) и копьями с железными наконечниками (з). Средства защиты дополняет деревянный щит (и). Тяжеловооружённый кулайский воинТакие тяжеловооруженные бойцы стояли впереди. За ними выстраивались в небольшую колонну легковооружённые копейщики и лучники, поражавшие противника на дальней дистанции. Под защитой этой «живой» брони происходило сближение с противником, и завязывался [Развернуть]


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.