¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 5, 2014

Культура Колхиды

По-иному сложилась история племени Западной Грузии в раннем железном веке. Эта часть Закавказья с древнейших вре­мен известна под названием Колхиды. Грекам эта малоизвестная страна казалась страной чудес, с ней они связывали миф о золо­том руне. Здесь действительно еще в глубокой древности возник­ли прославленные золотые рудники. В VIII в. до н. э. культура колхов испытывает значительное влияние киммерийцев, а потом скифов. Это влияние засвидетельствовано в погребениях Кула-нурхвинского могильника около Гагр. Там обнаружены похожие на скифские акинаки и покрытые орнаментом железные кинжалы, боевые секиры, ножи.

Замечательным памятником древнейших колхов является по­селение на Сухумской горе. Жители его занимались хлебопаше­ством и огородничеством, разводили коров, коз, овец и свиней. Разнообразны гончарные изделия, посуда в виде крупных гре­ческих пифосов, узкогорлых, вытянутых сосудов с ручками, укра­шенных изображениями животных, глубокие блюда и столовые сосудики. Пищу колхи варили в бронзовых котлах.

Более поздняя культура Колхиды, начиная с IV в. до н. э., испытывает мощное влияние сначала греческой, а потом римской культуры. Возникшие здесь греческие поселения являлись провод­никами греческой культуры. Прилегающие к ним территории, населенные колхами, были полисами и местное население в них жило и трудилось совместно с греками. Это влияние отчетливо прослеживается на археологическом материале. В IV—III вв. до н. э.в Колхиде сохранился обряд захоронения в больших глиня­ных сосудах. Такие кладбища сосудов открыты в ряде районов Грузии. Особенность этих погребений состоит в том, что с умер­шим не клали орудий труда, а клали его личные вещи: сосуды и украшения. Очевидно, от греков был воспринят обычай класть погребенному в рот монету.

Культура Колхиды  

Колхидская культура. 13—7 вв. до н. э. Бронзовые и железные предметы: 1, 3, 7, 8 — топоры; 2 — подвеска; 4 — кинжал; 5 — мотыга; 6 — сегментовидное орудие.

 Однако раскопки в Рионской долине показали, что еще до появления греческих колоний у колхов были свои поселения го­родского типа. Такие поселки известны около Сухуми. Здания здесь строились из камня, крыши покрывались черепицей, в го­роде существовал водопровод.

Образование самостоятельного государства в Западной Гру­зии относится к III в. до н. э. В археологии это зафиксировано появлением золотых монет местной чеканки, так называемых колхидок. Известны монеты с именем царя Ака, правившего во второй половине III в. до н. э. Но разрозненные мелкие княже­ства Колхиды просуществовали недолго: уже в конце I в до н. э. они были завоеваны понтийским царем Митридатом, а затем Кол­хида была захвачена римлянами. Во II в. до н. э. римляне постро­или в Колхиде город-крепость в Апсаре, а ранее существовавшие крепости укрепили мощными оборонительными стенами и баш­нями, сложенными из обожженного кирпича.

В это время почти исчезает широко распространенный ранее обряд так называемых кувшинных погребений. Вместо него появляются роскошные погребения знати, в которых находят римские монеты, драгоценные изделия художественного ремесла, чеканные серебряные ковши с ручкой, кубки на изящных ножках, бокалы и ложки. Эти материалы свидетельствуют о значительном развитии ремесла у колхов. Среди археологических материалов часто встречаются изображения оленя и коня. Объясняется это тем, что у древних жителей Колхиды существовал культ этих живот­ных, в образах которых олицетворялись небесные светила и силы плодородия, в частности, олень и конь олицетворяли солнце.

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

Народы Кавказа в I тысячелетии до н. э.


От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.