¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 7, 2014

Древний Херсонес

Хepcoнec возник значительно позже, чем другие крупные города Северного Причерноморья, — в конце V в. до н. э. Поселе­ние основали выходцы из большого греческого города Гераклеи Понтийской, расположенного на южном побережье Черного моря. Возник он на юго-западной оконечности Крымского полу­острова.

Из всех городов Причерноморья Херсонес меньше, чем другие города, испытывал влияние культуры местных народов. Город на протяжении всей своей истории оставался исключительно греческим. Это объясняется тем что вблизи города жили довольно отсталые горные племена тавров. среди которых изделия греческо­го производства почти на нахо­дили спроса. Кроме того, эти племена враждебно относились к городу. Свидетельством этому являются мощные оборонитель­ные стены, возведенные в начале IV в. до н. э. В III в. до н. э. с юго-восточной стороны города была построена еще одна стена, защищавшая портовую часть Херсонеса. Его раскопки ведутся уже несколько десятилетий. Хер­сонес хорошо исследован архео­логами. В III в. до н. э. Херсонес занимал площадь около 38 га. Как и другие греческие города, он имел правильную планировку улиц. Дома строились из белого известняка. Из каменных плит были сложены башни и внуши­тельные крепостные стены, кото­рые в ширину достигали 4 м и высотой доходили до 10 м. Раз­личные приемы кладки камня и следы заделанных пробоин в кре­постной стене свидетельствуют о неоднократных штурмах, кото­рые пережил город за свою исто­рию. В центре города были рас­положены красивые обществен­ные здания и храмы. Площадь его украшали выполненные в ан­тичной манере статуи богов и знатных граждан, оказавших го­роду какую-либо услугу, а на окраине располагались ремесленные мастерские. Сейчас город почти полностью раскопан.

В отличие от других городов Херсонес торговал продуктами собственного сельскохозяйственного производства. Херсонесу принадлежали обширные сельскохозяйственные территории в при­морской полосе. Там раскинулись небольшие сельские поселения. Среди них наиболее значительным было поселение Керкинитида (современная Евпатория). Этот район был житницей херсонесцев. Триморская территория считалась государственной землей и сдава­лась участками отдельным гражда­нам города. Сельское поселение бы­ло обнаружено на Гераклейском полуострове. Поселок состоял из сельскохозяйственных усадьб. Жи­лые помещения были окружены хо­зяйственными постройками для хра­нения продуктов и инвентаря для обработки полей и винодельнями. Окружавшая эти усадьбы земля была разделена на прямоугольные участки виноградников. Отдельные участки обносились низкой камен­ной стенкой, которая не только обо­значала границу участка, но и пре­дотвращала почву от размывания водой. Каждое сельское поселение представляло собой крепость, где можно было укрыться на случай внезапного нападения тавров. В слу­чае же длительных военных опера­ций жители, вероятно, уходили в город.

 В сельскохозяйственном производстве Херсонеса одно из первых мест занимало выращивание хлеба и винограда, который шел на изго­товление вина. Вино производилось в основном для продажи, а хлеб выращивался для внутреннего по­требления. Граждане Херсонеса по закону не могли продавать хлеб на сторону. Виноделие же было широ­ко развитым товарным производ­ством. Об этом свидетельствуют не только остатки виноградников, раз­водившихся на каменистой почве, но и раскопанные многочисленные винодельни с каменными давильными прессами, отстойниками для сока и обилие посуды для хранения и транспортировки вина, так называемые херсонесские амфоры. На херсонесских амфорах ставились специальные клейма. По клеймам можно проследить, куда поставляли свою продукцию херсонесские вино­делы.

Из ремесел особенно высоко было развито гончарное произ­водство. В Херсонесе и в его окрестностях были найдены остатки нескольких гончарных мастерских, изготовлявших наряду с про­стыми амфорами изящную чернолаковую столовую посуду и тер­ракотовые статуэтки. Кроме гончарного производства были развиты и другие ремесла: ткацкое, оружейное, ювелирное.

Херсонес был гocyдаpством рабововладельческой демократии. Рабы использовались в ремесленном производстве, в домашнем хозяйстве. Политическими правами пользовались только свобод­ные и те, кто имел право гражданства. Археологами найден заме­чательный документ — присяга граждан Херсонеса, которая отно­сится к III в. до н. э. Текст присяги выбит на мраморной плите, стоявшей когда-то в центре города. Каждый херсонесский гражданин должен был именем богов поклясться охранять демократический строй своего города. В присяге говорится: «Я буду единомышлеником о спасении свободы и государства и граждан, не предам Херсонеса, Керкинитиды и Прекрасной Гавани и прочих укреп­ленных пунктов и из остальной территории, которыми Херсонес управляет, ничего, никому, ни эллину, ни варвару, но буду обе­регать все это для херсонесского народа. Я не буду ниспровер­гать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения госу­дарственных должностных лиц. Я не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа». Считают, что этот документ поя­вился в результате неудачной попытки рабовладельческой общины свергнуть демократию и установить тиранию.

Жители Херсонеса поклонялись, местным божествам. Верхов­ным божеством херсонесцев была Дева. В городе находился храм Девы и жертвенник, выстроенный на акрополе. В городе почита­лось и другое божество — «Херсонес», олицетворявшее город. Наряду с местными культами популярностью пользовался культ греческого полубога-полугероя Геракла.

Жизнь херсонесцев протекала под постоянной угрозой напа­дения сначала со стороны тавров, а потом скифов. Эти нападения участились в конце III и во II в. до н. э. Известно, что херсонесцы заключили договор о помощи с Понтийским царством, который позднее обернулся против Херсонеса. Когда в конце II в. на Хер­сонес напали скифы, понтийский царь Митридат послал на помощь Херсонесу флот во главе с полководцем Диофантом. Об этих и последующих событиях мы узнаем из эпиграфического памят­ника — почетного декрета в честь понтийского полководца Дио­фанта. Диофант разбил скифов, захватил их столицу — Неаполь скифский, но и Херсонес включил в состав Понтийской дер­жавы.

В 63 г. н. э. Херсонес перешел под власть Рима. В городе был размещен римский легион. Экономическая жизнь в период господ­ства Рима продолжала развиваться по-прежнему. Однако наблю­даются некоторые особенности, которые зафиксированы археоло­гами. К этому времени относится большое количество огромных рыбозасолочных цистерн и кладовых для соленой рыбы. В одной из надписей упоминается существовавший в городе специальный рыбный рынок. Рыба в первые века нашей эры была основной статьей экспорта во внешней торговле Херсонеса. Во времена римского господства город формально продолжал считаться свободным, чеканил свою монету, выбирал своих горожан на различные должности, но фактически находился на положении римского провинциального центра.

Роль северопричерноморских греческих городов в истории на­шей страны огромна. Раскопки показали, что они были экономи­ческими и культурными центрами греческого, а потом римского влияния на местные народы: скифов, тавров, меотов, синдов, сар­матов и др. Однако это влияние не было односторонним. Без торговли с местными народами, без постоянного и тесного обще­ния с ними не могла бы развиваться и греческая цивилизация.
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.