¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 7, 2014

Археология и народы средневековых земледельческих районов Средней Азии

 
   История народов Средней Азии в эпоху средневековья делится на два больших периода: ранний - до завоеваний арабов и более поздний - после завоеваний арабов в IX в. Наиболее ранние сред­невековые памятники V-VIII вв., т. е. до арабского завоевания. Несут на себе печать развития местной культуры в сочетании с традициями античной эпохи.

Настоящей сокровищницей раннего средневековья Средней Азии был город Пенджикент, расположенный в долине Зеравшана. Раскопки его начались в 40-х годах нашего века. Пенджикент воз­ник в V в. Очевидно, уже в начале VH в. город становится цент­ром отдельного согдийского владения, а в VIII в. погибает в ре­зультате арабских завоеваний.

В центре города, за крепостной стеной, располагалась площадь с двумя храмами, а за нею тянулся массив разных строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского при­города, а далее к югу - погребальные склепы. В пригороде были открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы.

Стоявшие в центре храмы выходили на центральную площадь города. В центре храма находился большой открытый двор, ограж­денный глухими стенами и различными помещениями. Вдоль вну­тренних стен двора тянулись высокие суфы для отдыха, прикры­тые сверху навесами. Во дворе был сделан водоем, обсаженный деревьями. Поверхность стен дворца покрывала великолепная кра­сочная роспись, развертывающая целые эпические полотна. На­пример, на левой, южной половине одного из храмов располага­лась тематическая композиция - водная стихия с пенистыми греб­нями волн, раскрашенных в древности в синий цвет. В воде изоб­ражены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное мор­ское божество Нептун, встающий из воды с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом че­ловека и плавниками рыбы вместо ног. На первый взгляд идея морской пучины кажется просто невероятной в песках Средней Азии. Однако была найдена преемственность этого ранне-средневекового искусства Средней Азии с искусством Индии. Образцом сюжетной живописи, например, является уникальная сцена опла­кивания умершей женщины. В центре композиции нарисован по­гребальный шатер с усопшей, вокруг которой изображены истя­зающие себя толпы плакальщиц и плакальщиков. Женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различны по своему внеш­нему облику: одни из них светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие - с желто-коричневым цветом лица, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Оче­видно, это тюрки. Над людьми нарисованы мужские и женские божества. Вокруг их голов видно сияние, нимб и по размерам они значительно превосходят людей. Оплакивается, судя по всему, знатная особа, а может быть полубог-полугерой какого-нибудь местного культа.

Богатая настенная роспись украшала не только стены хра­мов, но и жилые помещения. Так, в одном из помещений нарисо­вана следующая сцена. Юноша и девушка спокойно едут верхом на конях. Этот рисунок пленяет своим изяществом и лаконич­ностью красок. Он выполнен на матово-красном фоне черной и бе­лой красками. В другом доме знатного пенджикентца живописная стена разделена на три сюжетных яруса, отделенных друг от друга поясом крупных белых полос. На нижнем ярусе бордюра изобра­жены сцены, повествующие о подвиге какого-то сказочного бога­тыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он вступает в единоборство с другим всадником. В двух других сценах он сражается с фантастическим чудовищем - крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изо­бражена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами, персонажами многих среднеазиатских сказок. У дивов рога, козлиные бороды и ноги с копытами. Двое из сви­репых демонов, натянув луки, вихрем летят в бой на крылатой ко­леснице.

Искусство Пенджикента ярко и самобытно, оно реалистично по исполнению и сказочно по сюжету. Но самое, пожалуй, глав­ное- это то, что оно свидетельствует о высокой домусульманской культуре Средней Азии.

Пенджикент - не единственный город с замечательной настен­ной живописью. Наряду с ним огромное научное значение имеет городище Варахща, расположенное на западе долины Зеравшана, где были открыты настенные росписи, в ряде случаев даже пре­восходящие живопись Пенджикента. Это поистине жемчужины домусульманской культуры Средней Азии.

В VIII в. Средняя Азия подпала под влияние арабов. Многие города были превращены в развалины, возникли новые города - центры мусульманской культуры. Меняется даже планировка го­родов: в центре располагался арк - цитадель с дворцом прави­теля; вокруг него - шахристан с домами аристократии и базарами; а щахристан в свою очередь окружал рабад, состоящий из ремесленно-торговых поселений. Такое деление характерно для средне­векового мусульманского города. Оно прослежено во время раско­пок Афросиаба, средневекового Согда и Бухары.

В эпоху господства мусульманской идеологии исчезает велико­лепное искусство среднеазиатских городов античной эпохи и домусульманского средневековья. На всей культуре лежит печать му­сульманской идеологии. Полное жизни искусство, воспевающее человека, героев и богов, было заменено условно-схематичным орнаментом. Стены зданий этого времени украшает сложный геометрический орнамент, состоящий из переплетения комбинаций пересекающихся многоугольников, составляющих сложный звез­дчатый узор. Орнаментальные мотивы часто составлялись из сти­лизованных цветов и веток растений. Искусство орнамента в Сред­ней Азии развилось до предела: орнаментальные мотивы соста­вляли даже из букв арабского алфавита. Произошли некоторые изменения и в строительной технике; в сооружении монументальных зданий стал применяться обожженный кирпич, поливные го­лубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось; стены его украшены узорами из мелких квадратных кирпичиков, составляющих красивый мозаич­ный орнамент.

Расцвет средневековой Средней Азии падает на XII в. Самой могущественной державой Средней Азии в то время был Хорезм а самым крупным городом - Ургенч, столица Хорезма. В это время возникла колоссальная по своим размерам империя Хорезм шахов, простиравшаяся от берегов Тигра на западе до Инда на востоке. Однако эта империя просуществовала очень недолго В 1221 г. она пала под ударами полчищ Чингиз-хана. Материалы полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма борьбу среднеазиатских городов с монголами. Например, древний Самарканд был соверщенно разрушен и потом возник на другом месте, рядом с развалинами старого города. Разрушены были все города Средней Азии. Этой участи не избежал и Ургенч: превра­щены были в развалины его прекрасные минареты и дворцы. Мон­голы разрушили почти всю оросительную систему Средней Азии, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила созданные человеческим трудом многие земледельческие районы. Монгольское разорение для Средней Азии было таким же губи­тельным, как и для Древней Руси. Надолго было приостановлено городское строительство. Только в XIV в. наблюдается возрожде­ние городов после монгольского завоевания. Раскопки показали, что в это время возрождается Хорезм, он становится юго-восточ­ным центром Золотой Орды. Однако в конце XIV в. весь Хорезмийский оазис, его столица были разорены Тимуром. На месте развалин Ургенча Тимур приказал посеять ячмень. Разрушены были оросительные каналы и почти вся страна надолго преврати­лась в пустыню.

Иначе складывается судьба Самарканда. Он стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: прямые, широкие радиальные улицы пересекали его. К этому времени относится сооружение мно­гих грандиозных зданий, среди которых выделяется построенная в начале XV в. усыпальница Тимура - Гур-Эмир, шедро отделан­ная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура, могущественный и ученейший человек своего времени Улугбек, построил вблизи Самарканда самую совершенную в мире обсерваторию. В результате раскопок обсерватории открыт гигант­ский секстант, сооруженный под землей в специально вырытой для него шахте. Секстант, служивший для астрономических на­блюдений, представляет собой вертикально поставленную шестую часть окружности. Это сооружение точно ориентировано по мери­диану. Нигде в мире не удалось еще открыть существования столь совершенного научного сооружения, относящегося к XV в.

В архитектуре ярким свидетельством возрождения является здание самаркандской медресе - высшей духовной школы. Здание совершенно по архитектуре и украшено бесчисленными комбина­циями многолучевых звезд и многолепестковых цветов. В архи­тектурных сооружениях этого времени характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит. Изразцы ста­новятся многокрасочными, а узоры - мягкими и изысканными. Сложившаяся в Средней Азии культура впитала в себя многове­ковые традиции и послужила основой современной национальной культуры народов Средней Азии.
 
 
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.