¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 7, 2014

Тюрки Алтая и кыргызы

 Племена Алтая первыми из сибирских народов вышли на широкую историческую арену. В середине VI в. им удалось установить свою власть на огромной территории от Монголии на востоке до Памира на западе. Высокий уровень экономического развития, основанного на кочевом скотоводстве, и социальное неравенство у племен Алтая наблюдались еще в конце I тысячелетия до н. э., что подтверждают курганы алтайской знати.

Развитие имущественного и социального неравенства у тюрк­ских племен вообще и алтайцев в частности связано с интенсив­ным развитием скотоводства, земледелия и, что особенно важно, с широким применением железа. Древние алтайцы были искусными плавильщиками, своим железом и изделиями из него они снабжали многие соседние народы.

Тюрки Алтая подчинили различные по своему происхождению племена и народы, в том числе и нетюркские. Власть, как указы­вают письменные источники, была сосредоточена в руках племен­ной знати, скопившей огромные табуны скота, награбленное иму­щество и имевшей в своем хозяйстве рабов. Во главе этого феодально-патриархального объединения стоял каган. Однако у алтайских тюрок и подчиненных им народов продолжала оставаться родоплеменная, во многом еще первобытная общественная организация и не сложились еще классы в современном понимании. Государство было всего лишь непрочным объединением род­ственных племен с одинаковым развитием хозяйства.

История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна в основ­ном по археологическим и письменным источникам. Основными археологическими источниками являются погребения и обнаруженные в них вещи. В это время распространяется обычай погребать; человека вместе с конем и сбруей для верховой езды. В долинах Горного Алтая раскопаны небольшие каменные курганы, под кото­рыми расположены четырехугольные грунтовые ямы. В эти ямы клали вытянуто на спине погребенных. Рядом с погребенным xoронили коня. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, а вокруг располагались могилы погребен­ных с ним воинов или рабов. Бедность последних резко подчерки­вает богатство центральной могилы. Наряду с этим встречаются большие курганы. Погребения в них отличаются богатством ин­вентаря и сложностью погребального ритуала. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегород­ками покоились скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у селения Катанда, в Туяхте и на реке Ур в Кузбассе.

У алтайских тюрок было развито ремесленное производство. Набор орудий труда у скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тёсло. Специальной от­раслью ремесла было изготовление предметов конской сбруи: стре­мена, удила с псалиями и сбруйные пряжки. Особенно интересны как археологический материал стремена. Самые ранние стремена имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Стремена такой формы были известны еще в конце I тысячелетия до н. э. В изго­товление стремян алтайские ремесленники вкладывали большое умение и высокое мастерство. Дужки некоторых из них красиво украшены затейливым узором. Они покрыты серебром, а на их поверхности выгравирован растительный орнамент.

Разнообразным было производство оружия. В это время по­является рубящее оружие - длинный меч. Но не все воины снаб­жались такими мечами, так как, видимо, меч еще не получил мас­сового распространения. Значительно более многочисленны и разнообразны железные наконечники стрел. Широко распростра­няются простые черешковые трехперые наконечники. Очень часто они снабжены надетыми на черешок костяными шариками с от­верстиями. При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Алтайцы искусно изготовляли изделия из цветных метал­лов. Изделия эти в виде наконечников ремней, украшений седел и сбруи коня широко употреблялись алтайской знатью. Однако ремесло, несмотря на его широкое развитие, не было основным занятием людей. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было ко­чевое скотоводство. Оно наложило свой отпечаток на различные стороны жизни этих племен и их культуру.

В IX в. власть в Южной Сибири перешла к кыргызам, древним хакасам. В государстве енисейских кыргызов сложился более вы­сокий уровень экономического развития в виде господствовавшего плужного земледелия, развитого скотоводства, при широком раз­витии добычи и обработки железа. К концу I тысячелетия окон­чательно оформился физический тип местного населения - бли­жайших предшественников современных хакасов.

К этому времени в Южной Сибири относятся поселения, могиль­ники и надписи на древнетюркском (руническом) письме. В памятниках этой эпохи наблюдается прямая связь с предшествующим временем. Она прослеживается в погребальном обряде, конструк­ции могил, орудиях труда и предметах быта.

Древнехакасские могильники называются чаатасами. Они представляют собой четырехугольные по форме курганы, обста­вленные вертикально врытыми в землю каменными плитами. Кур­ганы различны по размерам. Наряду с огромными сооружениями имеются насыпи средних размеров и совсем маленькие, диаметром 3-5 м. Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов свидетель­ствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы воз­водились над людьми, занимавшими при жизни высокое обществен­ное положение, а в маленьких курганах покоились рядовые члены общества. Они и расположены отдельно. Стенки ям укреплялись вертикальными столбами, а внутри них находились кучки жжен­ных костей, железные вещи и глиняные сосуды. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов найдены во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых скле­пах находились искусно вырезанные фигурки животных, обложен­ные золотой фольгой. Скот был основным мерилом богатства родовой знати. Об этом свидетельствуют надгробные эпитафии, вос­хваляющие заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи, например, говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 ко­ней». Роскошь и богатство кыргызской знати подтверждают находки тайников с драгоценной посудой, обнаруженные в Копей­ском чаатасе. На прекрасном серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда. В другом тайнике находилось сильно помятое зо­лотое блюдо и золотые украшения пояса и конской сбруи. Инте­ресно, что на одном из сосудов была процарапана древнетюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике было написа­но: «Золото... дар Ача». Эти надписи раскрывают данническое положение на­рода, а может быть и целых народов, от енисейской знати. Эти вещи представ­ляют большую художественную цен­ность. Замечательные произведения мест­ных ювелиров позволяют нам по-новому осветить их необычайное мастерство. В этом отношении интересна не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стре­ляющих излука. Фигурки всадников кре­пились спереди на луке седла. Они дают нам яркое представление об одежде лю­дей: всадники одеты в кафтан, перетяну­тый поясом, а на ногах у них мягкие са­поги без каблуков.

Интересными являются и древнехакасские изображения на скалах - писа­ницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания нарисованы сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды.

Поселения того времени обычно бы­ли небольшими по размерам. Одно поселение было исследовано около с. Малые Копены. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В их хозяйстве больщую роль играл домащний скот. Однако население занималось и зем­леделием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы. В Хакасско-Минусинской котловине обнаружены сощники, литые плужные лемехи и серпы. Для орощения земель щироко использовались отводные каналы, достигавшие 20 км.

У древних хакасов качественно новое развитие получили ре­месла. В основе ремесленного производства лежала добыча и обработка железа. Широко распространяются широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий. Кузнецы вырабатывали серпы, сошники, конские удила и другие элементы конской сбруи. Очевидно, ремесленное производство было уже отделившимся от сельского хозяйства.

Большим мастерством отличалось гончарное производство. На­ряду с простой кухонной посудой выделывались высокие, необы­чайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы, по­верхность которых украшалась красивым штампованным орна­ментом.

В состав Кыргызского государства входили различные пле­мена, населявшие большую территорию Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения этого государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай.

В начале ХIII в. государство кыргызов постигла страшная участь опустошительного завоевания со стороны монгольских орд Чингис-хана. Погромы, увод населения и скота гибельно отрази­лись на древних кыргызах, их оригинальной и высокой культуре.

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 


От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.