¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 7, 2014

Народы советского Дальнего Востока в I тысячелетии нашей эры


    В конце I тысячелетия до н. э. на территории Дальнего Во­стока и Центральной Азии произошли важные социально-полити­ческие изменения: начинается образование крупных племенных союзов, сыгравших большую роль в судьбах народов Азии и Ев­ропы.

В первой половине I тысячелетия н. э. на территории южной части советского Дальнего Востока обитали различные тунгусо-манчжурские племена, среди которых наиболее значительными были илоу и мохэ. Свои поселения мохэ строили на склонах гор по берегам рек и озер. Они занимали обширную территорию от р. Шилки до Тихого океана. Письменные источники сообщают, что мохэсцы жили в полуземлянках. «Поверх вырытого в земле углуб­ления ставили в козлы бревна и покрывали их землей. Внешне эти землянки, в которые они и поселяются на жительство, похожи на курганы или могильные холмы. Летом они покидают их и кочуют в зависимости от достатка в воде и траве, а зимой вновь сходятся на жительство в землянки».

Письменные сведения подтвердили археологические раскопки. К мохэскому времени относится хорошо исследованное Михайловское городище, окруженное глубоким рвом и валом. Открыты не­большие полуподземные жилища. При раскопках найдено много керамики, наконечники стрел, ножи, иглы, шилья, топоры и рыбо­ловные крючки, сделанные из железа. Из кости делали пластинки для лат, иглы и украшения. Мохэские сосуды небольшие, хорошо профилированные, украшенные налепными валиками по венчику и шейке.

Мохэсцы умели выплавлять железо из местных руд. К началу нашей эры железо у них окончательно вытесняет все другие мате­риалы и становится основным сырьем для изготовления орудий труда и предметов вооружения. Широкое внедрение в хозяйство орудий труда из железа сыграло огромную роль в развитии как производительных сил, так и производственных отношений. «Чело­веку стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов. Уже в V в. н. э. летописи характеризуют мохэсцев как хороших земледельцев: «Земли пашут парой лошадей. Сеют просо, пшеницу и рис». В мохэское время земледелие вступает на совершенно другую качест­венную основу. Применение в сельском хозяйстве тягловой силы, так же как и применение железного плуга, явилось переломным этапом, способствовавшим прогрессивному развитию хозяйства в целом. Наиболее удобными для земледелия были районы нынеш­ней Зейско-Буреинской, Биробиджанской и Приханкайской низмен­ностей, содержащие плодородные и легко используемые под посевы земли. У племен, населявших плодородные долины, продукты зем­леделия были основными источниками питания.

Немалую роль в хозяйственной жизни мохэских племен играло скотоводство. Особенно большое значение с переходом на плужное земледелие приобретает коневодство. О большой роли, которую играл конь в жизни мохэсцев, свидетельствует распро­страненный обычай закалывания коня на могиле его хозяина. Конь, по представлению этих племен, должен был так же верно служить хозяину и после его смерти, как и при жизни. В связи с этим большой интерес представляет находка нескольких фрагментов от двух глиняных конских статуэток, обнаруженных при раскопках жилищ вблизи села Осиповка в Приморском крае.

Окружавшие мохэские поселки леса были богаты зверем, а на озерах водились гуси, утки и другая дичь. Немалую роль поэтом) играла охота, которая представляла в некоторых районах основу ной источник существования. Таким образом, у мохэских племен сложилось многоотраслевое хозяйство, которое не только давалс им все необходимое для жизни, но и способствовало образованию продуктов, идущих на обмен и торговлю с соседними племенами.

Особый интерес представляет погребальный обряд мохэсцев. Самым большим мохэским погребальным памятником является Троицкий могильник второй половины I тысячелетия н. э. Культура мохэ этого времени приобретает черты значительного cxoдства с тюркской. В могилах встречаются железные трехлопастные с отверстиями и ромбические наконечники стрел; богатые погребения снабжены наборными поясами, украшенными бронзе выми, серебряными и золотыми бляшками и прямыми, как меч саблями.

   На территории советского Дальнего Востока и соседних с ним районов Манчжурии как естественный и закономерный итог исторического развития древних тунгусо-манчжурских племен возникло в конце VII в. государство Бохай.

Первоначально Бохай занимал небольшую территорию, а в VIII-IX вв. вырос в могушественное государство, в котором было 5 главных городов (столиц), 15 областных и 62 обычных города.

Представление о характере бохайских городских поселений областного типа дают памятники в долине Суйфуна, где сохрани­лись развалины городов и крепостей, рвов, остатки благоустроен­ных дорог и пышные могильники знати, сопровождаемые монумен­тальными памятниками в виде статуй людей и животных. Наибо­лее хорошо изученными являются остатки двух буддийских хра­мов по р. Чапигоу, Краснинское городище у оз. Хасан и городище у пос. Тетюхе.

К этому времени относятся не только остатки городов, но и храмов. Величественный вид имел, например, Абрикосовский храм. Его окружал небольшой дворик, обнесенный каменной че­тырехугольной оградой. Сам храм возвышался на невысокой искус­ственной квадратной платформе. Перед центральной частью храма были выложены каменные ступеньки. Внутри храма имелись ко­лонны. Стены его покоились на каменном фундаменте и имели де­ревянную основу, к которой прикреплялись снопики тростника и обмазывались толстым слоем глины. Поверх глиняной обмазки наносился слой штукатурки. Снаружи стены были покрыты цвет­ной росписью. Храм венчала черепичная двухъярусная крыша.

Ценным памятником древней бохайской культуры является от­крытая в Змеиной горе пещера с тремя высеченными человече­скими изображениями. Одно из них представляет собой высокого художественного исполнения женскую голову, так называемую спящую красавицу.

Простое население жило в небольших полуземлянках. Жилища обогревались капом. Археологические предметы на поселениях свидетельствуют о занятиях земледелием и ремеслами. В раско­панных жилищах были обнаружены сошники и серпы, каменная ступа и следы кузнечного производства - долота, железные шлаки, молотки, остатки очага. Ремесленники изготавливали в больших количествах керамические и каменные украшения, служившие для архитектурных сооружений. Это главным образом кровельные, различные по форме черепицы: плоскими покрывали крышу, полу­круглыми и круглыми отделывали карнизы, а прямоугольные шли для отделки ребер крыши.

Бохайские сосуды двух типов - глазурованные и неглазурованные. Не покрытые глазурью сосуды имеют очень тонкие и твердые стенки и окрашены в черный цвет. По форме это горшки, кувшины, чаши и высокие кубки. Все они изготовлены на гончарном круге. Глазурованная посуда обычно трехцветная - зеленая, бурая и желтая.

Основным занятием бохайского населения было земледелие: Возделывали злаковые растения, бобы, гаолян, рис; занимались охотой, рыболовством, разведением свиней, лошадей.

Цветущее государство Бохай было уничтожено в XI в. Пре­емником культурных и политических традиций Бохая явилось государство чжурчженей в Приамурье, Приморье и соседней Манчжурии. Чжурчжени принадлежали к тунгусо-манчжурским племенам; их считают потоками одного из древних мохэских пле­мен. Они заселяли первоначально речные долины Манчжурии, жили в долинах Амура, Сунгари, Уссури. Ко времени господства чжурчженей в Приморье и Приамурье относятся памятники в виде сельских поселений, укрепленных крепостей, могильников, дорог и больших городов, свидетельствующих о сложной политической истории чжурчженей.

Жилища чжурчженей представляют собой деревянные полу­подземные и наземные постройки с дверью. Холодный климат за­ставлял заботиться об утеплении помещений; внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центральной глино­битной печки и лежанок - канов. При входе в жилище меховая одежда сбрасывалась, и обитатели его ели, спали и занимались хозяйственными делами на теплых широких лежанках.

Религией чжурчженей было шаманство. На Сучане обнару­жено погребение шамана. С ним лежало девять бронзовых зеркал, конусообразные подвески и монеты ХII в. Подвески должны были висеть на поясе шамана. Пояс такого устройства сохранился в более позднее время у нанайских шаманов.

Чжурчжени западных степных районов часто меняли места своих поселений и вели полукочевой образ жизни. Вместо постоян­ного жилища они сооружали из кож палатку или юрту. С места на место они перекочевывали на телегах, запряженных коровами. Основным занятием этой группы племен чжурчженей было ското­водство. Основная же масса населения занималась земледелием. Рядом с чжурчженскими поселениями располагались обычно пашни и огороды. Вместе с тем они разводили лошадей, коров, овец, свиней и собак, занимались охотой. Летом и осенью, осо­бенно в период массового хода рыбы, они ловили рыбу, а в лесу собирали дикие плоды, ягоды и коренья. Любимой едой чжурчже­ней была похлебка из гороха и пареное пшено, которое употребля­лось с приправой из чеснока.

О тревожном времени войн с соседями свидетельствуют па­мятники около Уссурийска. Две большие крепости расположены здесь на левой стороне реки Суйфуна. Они были окружены высо­ким крепостным валом, укрепленным с трех сторон круглыми вы­ступами башен, от которых сохранились только основания. У под­ножия вала располагались специальные укрепления для стрелков. Под валом были прорыты зигзагообразные проходы в рост чело­века. Крепость, кроме того, с трех сторон защищалась глубоким рвом, который, вероятно, заполнялся водой. С каждой стороны в валу заметны проходы - остатки ворот, которые были защищены особым полукруглым валом. Внутри городища стояли остатки фундаментов больших разрушенных зданий, облицованных синим кир­пичом, лежали многочисленные обломки черепиц и глиняных со­судов.

К северу от городища находились загородные, сельские и воен­ные поселения, а рядом с ними был могильник, состоящий из нескольких курганов.

Важным для понимания характера городищ в окрестности Уссурийска, их датировки и раскрытия конкретных исторических событий в истории Дальнего Востока является уникальный памят­ник, расположенный к востоку от крепости на берегу небольшого притока Суйфуна. В центре обнесенной невысоким валом пло­щадки рядом друг с другом находились два кургана. На южном из них было поставлено каменное изваяние черепахи со стрелой на спине и каменным навершием. Очевидно, над курганом возвы­шался храм, покрытый черепичной крышей и украшенный фигур­ными концевыми дисками, лепными изваяниями, сделанными из синей глины. Над северным курганом был второй храм, в котором совершались жертвоприношения. Внутри холма находилась камен­ная гробница с останками похороненного вождя. От кургана с че­репахой на юг тянулась аллея каменных скульптур людей и живот­ных. Она начиналась двумя многогранными колоннами, за кото­рыми следовали изваяния гражданских чиновников, воинов с ме­чами, четырех каменных баранов и двух львов. Весь этот величе­ственный и торжественный погребальный комплекс окружался с четырех сторон неглубоким рвом. В курганах рядом хоронили приближенных вождя.

Кроме описанных двух крепостей, на правом берегу Суйфуна, на Краснояровской сопке, расположено самое огромное на Даль­нем Востоке городище. Высокие валы его тянулись на 10 км и опоясывали сплошным кольцом всю площадь. Они и сейчас воз­вышаются до 5 м. Около валов в ряде мест лежали скопления каменных ядер для метательных машин. Здания сосредоточива­лись только в определенных местах, дополнительно укрепленных еще одним рядом валов. В особой части городища находились жилища в виде полуземлянок, в которых жили рядовые жители или размещался военный гарнизон. На территории города нахо­дилось также несколько водоемов для запасов воды на случай длительной осады. Возникновение укрепленных городищ в При­морье связано с борьбой, которую вели чжурчжени с Коре (Ко­реей) и Китаем.

К монументальным памятникам средневековья в Приморье относится ряд великолепных дорог, которые пересекали Приморье во всех направлениях, связывая наиболее важные центры, а также грандиозные оборонительные валы на юге, построенные для защиты государства. Остатки прекрасных дорог с дренажной си­стемой и покрытием известны в районе Уссурийска. Вторжение монголов привело к падению чжурчженьского государства. Обез­людели его города, были разрушены храмы и дворцы.

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 


От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.