¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 8, 2014

Кипчаки-половцы

Гораздо больший след, чем хазары оставил другой народ. В XI в. в южнорусские степи вторглись полчища кипчаков-половцев, как их называл русские. Первоначально половцы жили на северных и западных склонах Алтая и, видимо, входили в состав тюркских объединений Южной Сибири. В IX в. кочевые племена половцев приходят в движение. Причины этого передвижения на запад, второго крупного передвижения после гуннов, остаются неясными. С середины XI в. и вплоть до начала XIII в. половцы оставались злейшими врагами Русского государства. Но, несмотря на временные победы, половцы не имел перевеса над русскими. Особенно усилился половецкий племенной союз при хане Кончаке в XII в. Вся политическая деятельность была направлена на создание из разобщеных половецких орд и непрочных союзов единого государства с наследственной властью. Однако сударство половцев не имело ни управленческого аппарата, ни налговой системы, ни специального войска. Весь вооруженный народ и был войском. Основным источником доходов были постоянные грабежи соседних государств, откупы и торговые пошлины с проходивших караванов.

Таким образом, в социальном и экономическом отношениях цоловцы значительно уступали как Русскому государству, так и завоеванным ими народам. Поэтому половецкие археологические памятники выделить довольно трудно, так как на их материаль­ную культуру оказали влияние покоренные народы.

Известны половецкие глиняные сосуды, оружие, зеркала и из­делия камнетесов. Половецкая глиняная посуда примитивна и груба, горшки вылеплены от руки. Половцы широко пользовались привозной посудой, в частности русского производства. Особо сле­дует отметить ремесло камнетесов, занимавшихся изготовлением каменных статуй - характернейшего атрибута половецкой куль­туры. Статуи изображали умерших воинов, богатых женщин и условно передают обобщенный образ половца с типичным овалом лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в руках. Только немногие каменные статуи отличаются реалистич­ностью и имеют портретное сходство с конкретными героями-по­ловцами. Статуи помещались на могилах воинов, на высоких скиф­ских курганах, перекрестках дорог. Им поклонялись и приносили жертвы. Обычай ставить статуи и поклоняться им связан с пред­ставлением о загробной жизни как продолжении земного сущест­вования.

Половецкое государство наследников хана Кончака рухнуло, не выдержав первых же ударов татаро-монголов.


раздел:   Кочевники Восточной Европы
 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.