¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 8, 2014

Праславяне в начале I тысячелетия н. э.

 
В третьей четверти I тысячелетия н. э. славяне - потомки зарубинецких племен продолжали расширять свою территорию к се­веру - в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины, к озерам Ильмень и Чудскому, осваивалась смежная с Подпепровьем терри­тория и часть Волго-Окского бассейна. Однако на вновь осваивае­мых славянами землях в ряде мест продолжало сохраняться ста­рое балтийское, а также финно-угорское население.

Балты значительно отличались от славян своей культурой. В Приднепровье они сооружали наземные деревянные дома стол­бовой конструкции, возникли иные формы глиняной посуды, делали ямы-погреба, женский костюм изобиловал многочисленными и разнообразными украшениями. Около своих поселений балты устраивали специфические убежища - маленькие крепости, распо­ложенные на возвышенных местах и обнесенные рвами и земля­ным валом с оградой. В Верхнем Поднепровье, на землях балтов, куда распространились славяне, известны и такие археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н. э., кото­рые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. Примерами такого типа являются смешанные славяно-балтийские культурные древности на Лахтеевском и Демидовском городищах около Смоленска. В культуре балтов распространяются славян­ские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячеле­тия н. э. культура балтов приобрела славянский облик, очевидно, балты утратили к этому времени и свой язык. В середине и второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается расширение славянами территории обитания на юг, в Среднее Поднепровье и в между­речье Днепра и Дона, в земли, населенные алано-сарматскими, тюркскими племенами и носителями черняховской культуры. Од­нако сюда двигались уже не «чистые» славяне, а население, вклю­чившее в свой состав ассимилированные восточнобалтские группи­ровки. Пришедшие сюда племена освоили новую территорию и в VIII-X вв. создали на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и верхнего Дона роменско-боршевскую культуру (г. Ромны Сумской области и Боршевское городище у Воронежа). Образцом памятников этой культуры является полно­стью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел и Боршевское городище. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревен­чатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением устраивались ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ям установлено, что жители поселков сеяли пщеницу, рожь, ячмень и просо. Земледелие жителей посел­ков было плужным; на поселениях найдены плужные ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. По остаткам костей установлено, что населе­ние разводило коров, лощадей и свиней. В культурных слоях посе­лений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свиде­тельствующие о развитии далеких экономических связей.

Несколько отличались по своей планировке городища, распо­ложенные в верховьях Дона. У села Борщево, например, древнее славянское поселение состояло более чем из 200 небольших прямо­угольных жилищ, в которых жили отдельные семьи. Стены их были выложены из деревянных плах, в углу стояла каменная печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую. В роменско-борщевскую куль­туру существовал своеобразный обряд погребения. Сначала строили небольшой домик мертвых, над которым возводился кур­ган. По мере надобности домики открывали и туда ставили сосуд с прахом. В роменско-боршевской культуре сложились и свои этно­графические особенности. Прежде всего характерна лепная посуда особых форм, часто украшенная по плечикам геометрическим узо­ром из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде пере­витой веревки. Такая посуда значительно отличается от более древ­ней-реберчатой и одновременной ей посуды, распространенной в правобережном Приднепровье. Она называется роменской.

Зторой значительной особенностью является то, что роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых речных берегов, укреплялись валом и рвом, а на остальной территории славянской земли поселения, как известно, были неукрепленными и располагались на низких местах.

В лесостепной полосе найден ряд славянских кладов, которые являются не только свидетельством высокого уровня самобытной культуры восточных славян, но и показателями бурно развивавше­гося имущественного неравенства. Один из кладов был найден у с. Мартыновки на р. Роси. Он состоял из вещей, относящихся к VI в. Среди них были серебряные фигурки лошадей с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения бородатых мужчин в типичных славянских рубашках с вышивкой. Здесь же находи­лись два серебряных сосуда с клеймами VI в. К VII в. относится другой богатейший из кладов - Перещепинский, найденный у с. Б. Перещепино на Полтавщине. Клад состоял из византийской дорогой посуды и содержал до 25 кг золота и около 50 кг серебра. Очевидно, он был собственностью какого-то вождя. Клад состоит из византийских и иранских вещей, добытых, вероятно, во время походов на Византию. На большом серебряном блюде помещена латинская надпись, свидетельствующая о том, что дорогое блюдо принадлежало епископу г. Констанцы. Ряд славянских кладов относится к VIII в. Причина зарытия кладов крылась в военной опасности.
 
см. далее:

Праславяне в середине и второй половине I тысячелетия н. э

 

по теме:


Черняховская культура

Зарубинецкая культура

Милоградская культура

Лужицкая и чернолесская праславянские куль­туры

От: TrofimovA




Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.