¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 8, 2014

Археологическое изучение древнерусских городов


    Возникновение городов у восточных славян было связано с раз­витием ремесла, торговли, образованием классового общества и сложением княжеской феодальной власти. Возникшие у славян крупные города были центрами отдельных феодальных княжеств: Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов и многие другие. Бурный рост городов начался в IX-X вв., а к концу XII в. на Руси насчи­тывалось уже 224 больших и малых города.

Основным признаком древнерусского города является наличие в нем ремесленного производства, постоянной торговли и адми­нистративной, княжеской или боярской власти. Города вырастали вместе с ростом феодальных усадьб на Руси. С течением вре­мени у стен княжеских замков возникали поселения ремеслен­ников, находивших сбыт продукции своего ремесла, а также тор­жища.

Города образовывались из ремесленно-торговых поселений, в которых с течением времени сельское хозяйство отходит на вто­рой план. Этому могло способствовать выгодное для торговли географическое положение или наличие сырья для развития ремес­ленного производства: гончарной глины, железной руды, ценных пород дерева. Возникший город концентрировал вокруг себя насе­ление. Опасность нападений заставляла его жителей окружать поселок рвом и валом. В каждом городе были три главные части: укрепление - «детинец» (кремль), торгово-ремесленный поселок - «посад» и рыночная площадь - «торг».

Древнерусские города внесли ценный вклад в формирование материальной и духовной культуры Древней Руси и мировой культуры феодальной эпохи. В городах размещались: двор князя, его родственников, дома бояр, здесь жила часть дружинников, из которых формировалось постоянное войско. Основное же населе­ние города составляли разнообразные ремесленники. В русских городах X-XII вв. насчитывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий.

В основе ремесленного производства лежало изготовление же­леза и кузнечное дело. Неизменными находками почти во всех древнерусских городах являются железные крицы, полученные сыродутным способом. Железу на Руси умели придавать различ­ные качества: получали мягкое железо и хрупкую твердую сталь, применяя при обработке криц различные приемы. Среди археоло­гических материалов много кузнечных инструментов: различных по назначению наковален, клещей, зубил, молотков-метчиков. Металлургическое и кузнечное ремесло, естественно, влияло на все ремесленное производство и техническую сторону всего хозяй­ства. Руками кузнецов сделаны часто встречающиеся топоры и сошники, различные ножи и инструменты для обработки дерева.

Особой отраслью кузнечного ремесла было изготовление оружия и различных железных доспехов: щитов, кольчуг, шлемов-ши­шаков.

Значительное развитие получило ювелирное мастерство. Уста­новлено, что в домонгольской Руси раньше, чем в странах Запад­ной Европы, были известны все основные приемы украшения юве­лирных изделий: скань, зернь, чернь, покрытие изделий цветной эмалью. Больше всего на Руси были распространены изделия, украшенные сканью: на золотую или серебряную основу припаи­вался узор тончайшей золотой или серебряной проволоки. Немного скрученная проволока создавала изящные переплетения узора. Скань послужила основой для изготовления красивейших много­цветных изделий, украшенных перегородчатой эмалью. На основу напаивалась тонкая золотая ленточка - контур будущего рисунка. Таким образом очерчивалась даже самая мельчайшая деталь рисунка. Потом каждая ячейка заполнялась эмалью - стекловид­ным цветным составом. Получалось великолепное многоцветное изображение. Эмалью украшались колты - специальные коробочки, вплетавшиеся в волосы знатными женщинами, цепочки медальонов, бляшки, перстни. Однако чаще всего ювелирные изде­лия украшали зернью. Для этого на золотую или серебряную основу предмета наносился рисунок, состоящий из припаянных мельчайших золотых или серебряных шариков. Каждый шарик припаивался отдельно. Шарики были так малы, что на один квад­ратный сантиметр приходилось по нескольку сотен штук. Русским мастерам было известно и искусство чернения вещей. На поверх­ности серебряного предмета вырезался рисунок, который затем заполнялся составом темно-матового цвета, полученным из олова, серебра, меди и серы.

На Руси было высоко развито и изготовление изделий из стекла. Очевидно, искусство изготовления стекла и, в частности, художественных изделий проникло из Византии. Из стекла делали браслеты и художественную стеклянную посуду. Стеклянные брас­леты были кручеными и гладкими, голубого, фиолетового, черного, желтого, зеленого и коричневого цвета.

Важной отраслью ремесленного производства являлось изго­товление глиняной посуды, которая с X в. повсеместно изготовля­лась на гончарном круге. Гончарный круг постепенно усовершен­ствовался. Сначала это была просто подставка под дно изготав­ливаемого сосуда. Потом появился гончарный круг, который приводился в движение ногами. Русские гончары выделывали горшки, миски, корчаги, светильники, кувшины. Глиняную посуду украшал незамысловатый орнамент из параллельных или волни­стых горизонтальных линий.

С X века на Руси появляется кирпич. Он имел форму квадратной плитки 30X30 см и толщиной около 2,5 см. Назывался он грече­ским словом «плинфа». Для отделки полов и стен в богатых домах применяли яркие поливные плитки и черепицу для крыш. Формо­вались плитки и черепица в деревянных рамках, подсушивались, а затем обжигались. В городах возникло и развивалось ре­месло камнетесов, плотников, столяров, токарей и резчиков по дереву.

В X-XI вв. в Киеве и еще нескольких городах появились пер­вые русские монеты. Большинство из них относится ко времени правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Об этом свидетельствуют надписи: «Ярославле серебро», «Владимир на столе, а се его серебро». На лицевой стороне монеты изобра­жался князь или святой, а на оборотной помещалось изображе­ние трезубца или двузубца - родового знака Рюриковичей. До этого в обращении были денежные слитки - гривны. Перво­начально гривнами служили женские серебряные шейные украше­ния- обручи, потом гривнами стали называть определенного веса серебряные слитки, служившие меновой единицей. Известны нов­городские гривны в виде палочек и киевские гривны, имевшие форму шестиугольника.

Наряду с деньгами в русских городах встречаются свинцовые печати. Они привешивались к деловым документам и принадле­жали должностным лицам. На печатях помещались имена кня­зей, архиепископов, тысяцких, посадников, наместников, тиунов, а также изображались святые - покровители владельца печати.

Русская культура рождалась на собственной славянской ос­нове, в суровых условиях непрекращавшейся борьбы со степными кочевниками. Руками горожан Киевской Руси создавались храмы и дворцы, ювелирные изделия, корабли и пр. В городах древней Руси возникла и получила распространение письменность. Однако городская феодальная культура - носительница передовых в то время начал - не была единой, она несла на себе печать классо­вости. Можно выделить культуру дворцов и феодальных усадеб, подкрепленную церковью, и демократическую культуру городских посадов. Особенностью периода, предшествовавшего монгольским завоеваниям, является прогрессивный характер господствующей культуры феодальных замков и городов. Патриотизм, гуманность, народность, строгость, сознание общенародных задач - основные черты русской культуры.

Во многих княжеских дворах и при монастырях велись ле­тописи. Известно много древних княжеских актов, завещаний и других официальных документов. Представители господствую­щего класса писали обычно на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, а с XIV в. - на бумаге. Известны также древние монументальные надписи. Благодаря находке на Кубанском берегу Керченского пролива надписи на каменной плите было установ­лено местонахождение одного из древнейших русских городов - Тмутаракани, упоминаемой в летописях XI в. На плите было напи­сано: «В лето 6576 (1068 г). Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Крчева (Керчи) 14 000 сажен». Известны и дру­гие монументы. В начале XII в. большие земляные работы произ­водились на Волге, около озера Стерж. В ознаменование их был поставлен крест с надписью: «В лето 6641 (1133 г.) месяца июля 14 день почях (начал) рыти реку Яз сю Иванко Павловиць и крест сь поставх».

Археологические раскопки последних лет засвидетельствовали широкое распространение грамотности среди простого народа: ремесленников, торговцев, крестьян. Торговец написал на своем сосуде с товаром: «горухша», а киевский гончар по сырой поверх­ности корчаги прочертил: «Благодатнейша полна корчага сия». Сапожники метили колодки именами заказчиков, а девушки остав­ляли свои имена на пряслицах, чтобы не перепутать их. Писали на всем, писали серьезно и просто, деловито и насмешливо. Инте­ресны надписи, открытые на стенах русских церквей. Здесь и насмешливые надписи: «Хо-хо-хо, крылошанин святой, богороо-дицы!», «Якиме стоя усне, а рта и о камень не ростепети» и обыч­ные- «Господи, помози...». В 1951 г. в Новгороде было сделано крупнейшее археологическое открытие: между бревен мостовой XV в. была найдена первая берестяная грамота. Сейчас уже около пятисот грамот. Относятся они в большинстве своем к XIII-XIV вв., встречаются и более древние грамоты XI в.

Среди них есть долговые обязательства, жалобы, завещания, частные письма и купеческие расчеты. Это обычные деловые записи простого народа. Вот одна из самых древних грамот. Это частное письмо молодой новгородки Гостяты с жалобой своему покровителю, очевидно опекуну, Василию на главу семьи, вероятно, на своего мужа, который отнял у нее имущество, вторично же­нился, а ее выгнал из дома. Гостята просит Василия приехать и восстановить справедливость. Грамоты знакомят нас с древнерус­ской разговорной речью и бытом наших предков. Вот, например, письмо от Бориса к Анастасии: «Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловекъ на жерепце, зане ми здесь делъ много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Берестяные грамоты известны не только в Новгороде. Несколько грамот обнаружено в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе. Берестяные грамоты являются важным источником для исторических выводов и дают такие сведения, которые не может заменить ни вещественный археологический материал, ни сведения русских летописей.

Во многих древнерусских городах найдены инструменты, кото­рыми писали, - так называемые писало. Этот инструмент пред­ставлял собой костяное или железное острие. Писалом процара­пывали буквы на бересте и писали на навощеной дощечке. Лопа­точкой, расположенной с противоположного от острия конца, затирали написанное.

В Новгороде обнаружена дощечка с вырезанными на ней 36 буквами древнерусской азбуки. Очевидно, она служила нагляд­ным пособием по изучению азбуки. Интересны ученические записи на бересте. На одной из них был написан алфавит, а на обратной стороне нарисован зверь таким, как подсказывало детское вооб­ражение. Сначала ученики пользовались навощеной доской, на которой легко можно было исправлять ошибки, а потом, научив­шись писать буквы, продолжали обучение на бересте.
 
В городах складывается и древнерусская архитектурная мысль, тесно связанная с развитием городской культуры, народ­ными патриотическими традициями. Русские зодчие уже в домон­гольский период создали общерусский архитектурный стиль. На его формирование огромное влияние оказало вековое развитие деревянного строительства.
 

ещё по древнерусским городам:

Археология Москвы
Старая Рязань
Древний Новгород
Древний Киев
 

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.