¬верх ¬низ
Опубликовано: Ноябрь 8, 2014

Древний Новгород


   Новгород изучен лучше других русских городов. Широкие археологические исследования в нем под руководством А. В. Арциховского и В. Л. Янина ведутся несколько десятилетий. Новго­родская земля сохранила в себе такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются: кожа, дерево и различные многочислен­ные поделки из них. Это объясняется тем, что Новгород располо­жен в низине и почва под ним очень влажная.

В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, кото­рые в большинстве своем надежно датируются археологическим материалом. Вот как, например, была установлена грань между слоями города до 1335 г. и после этой даты. В летописи о Новго­роде была одна запись, в которой говорилось о том, что посадник Федор Данилович в 1335 г. стену заложил. В результате раскопок была открыта каменная стена толщиной в 3 метра и прослойка строи­тельного мусора в виде щебня и глины, лежавших вокруг стены. Этот строительный мусор и определил грань между слоями города.

Значительно более сложным оказалось определить начальную дату основания этого города. По этому вопросу среди ученых пока нет единства. Очевидно, как город Новгород возник в X в. и был новым по отношению к какому-то другому, более раннему городу, может быть, по отношению к Ладоге. Новгород строился не на пустом месте, на его территории были расположены гораздо более древние славянские поселения, возникшие в результате славян­ской колонизации севера Восточной Европы. Уже в конце X в. он занимал, судя по раскопкам, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова и являлся крупным торговым и ремеслен­ным центром Русского государства благодаря тому, что был рас­положен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных для всей Руси и Северной Европы. В XI-XII вв. Новгород стано­вится одним из крупнейших городов средневековой Европы, сто­лицей огромного государства, занимавшего первостепенное место в освоении севера Восточной Европы.

На протяжении многих столетий город вел оживленную внут­реннюю и внешнюю торговлю. Вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию, Готланд и в земли прибалтийских славян. Через Ильмень и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильменю и Днепру пролегал знаменитый в древности путь из варяг в греки. Новгородские купцы прони­кали далеко на северо-восток, на Северную Двину, Ваг и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В городе были иноземные торговые дворы: «готский», «немецкий», поселения нов­городских торговцев известны в Киеве и других городах. Ремес­ленно-торговый Новгород, столица огромной земли, быстро рос, развивал свои торговые связи и создавал своеобразную культуру.

Городское население состояло из ремесленников и торговцев. Основными постройками в Новгороде были деревянные дома. Очевидно, не случайно русские летописи называют новгородцев плотниками. Особенностью новгородских гражданских построек является отсутствие широко распространенных в других городах землянок. Это объясняется особенностями расположения города на низких, влажных почвах. Поэтому люди жили в наземных дере­вянных избах. Пол настилался из толстых отесанных плах. Над рубленым нижним этажом дома возводился верхний этаж, кото­рый был по площади больше нижнего и частично опирался на вертикальные столбы. Дома отапливались кирпичными печами. Раскопками установлено, что жилым было только верхнее поме­щение, а нижний этаж служил для различных хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мел­кий скот и птицу. Дома нарядно украшала резьба по дереву. Осо­бенно красиво были украшены наличники окон. Археологи часто находили обломки резных деревянных наличников и кусочки слюды от окон. Вместо стекла в оконные рамы вставляли слюду. В городе применялась своеобразная дренажная система осушения. Под домами и амбарами вкапывали бочки без дна, из которых вели отводные трубы. Скопившаяся в бочке вода стекала по трубе в отстойник. К отстойнику под небольшим наклоном подводились трубы из нескольких таких бочек. А из отстойника вода стекала в реку. Трубы новгородцы, да и жители некоторых других горо­дов, делали из стволов дерева. Для этого бревно раскалывали вдоль, в половинках выдалбливали желоб и снова соединяли их, обматывая берестой.

В Новгороде известны самые древние деревянные мостовые. Начиная с X в. они настилались по главным и боковым улицам города. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы уровень мостовой посте­пенно сравнивался и тонул в грязи. Тогда на старый настил нара­щивали новую мостовую, затем следующую. В результате такого последовательного сооружения в Новгороде открыто 28 слоев, относящихся к X-XVI вв.

К XI в. относятся ранние каменные постройки Новгорода. Среди них замечательный памятник русского зодчества - Софий­ский собор. Новгородские церкви несут в себе те же строительные приемы, что и соборы других городов: при сооружении церквей использовался белый строительный камень и плитчатый кирпич, так называемая плинфа. В центре города вырос каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других каменных зда­ний. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город с севера и юга окружали монастыри-крепости: Юрьевский и Антониев.

Городское строительство было тесно связано с политическими событиями. Новгородские церкви раннего периода зодчества отно­сятся к XI-XII вв. В XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении всего XIII в. был занят героической борьбой с немецкими захватчиками, требовавшей крайнего напря­жения всех сил. Результаты этой героической борьбы велики - город отстоял Русь от немецкой агрессии.

С начала своего существования город являлся центром ремесла и торговли. Одной из ремесленных частей города была Славна, где открыты три ремесленные мастерские XI-XIII вв. Мастер­ские были обширные, и в каждой из них работало до десяти и более человек. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая - сапожнику, а третья - мастеру, изготавливавшему игрушки. 3 маслобойной мастерской находилось пять огромных жомов - специальных прессов для выжимания растительного масла. Ремес­ленная мастерская кожевника представляла собой целый комп­лекс производств. Рядом с домом был пристроен огромный ящик, в котором остался толстый слой шерсти и извести. Это был зольник для первичной обработки кожи. Вокруг мастерской са­пожника найдено несколько тысяч обрывков кожи, кожаной обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных поделок. В третьей мастерской делали игрушки, причем не всякие, а только глиняные птички, кото­рые покрывались яркой жел­той поливой. Такая узкая дифференциация ремесленного производства поразительна для древнего города.

Следы ремесленного произ­водства были открыты во всех концах города. Оно охватыва­ло все виды ремесла и удов­летворяло самые широкие по­требности населения, начиная от предметов литейного и куз­нечного производства до дет­ских игрушек. Особенно много было кузниц. На местах куз­ниц археологи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент: древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти не отличаются от современных.

В городе жили плотники, столяры и бондари. Талантли­вые изделия их труда встре­чаются повсеместно и характе­ризуют быт людей. Это много­численные бочки, скамейки, ложки, ковши, чаши, выточен­ные на токарном станке. Мно­гие из мастеров создавали по дереву высокохудожественные произведения, изготавливая налич­ники, оконные жалюзи, украшения для крыши и кресла. В этом северном городе широкое бытовое применение имели лыжи и сани. Найдено несколько полозьев от саней, позволяющих судить, что сани у новгородцев были похожи на современные дровни. Длина саней - примерно 3 м. В Новгороде пользовались преимуще­ственно охотничьими, широкими лыжами, которые находят обычно лежащими под стеной дома или под крыльцом, где их хранили.

В Новгороде обнаружены многие деревянные механизмы и приспособления, которые благодаря особенностям новгородской почвы великолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали механизмов, ткацкие челноки, ролики, вороты и пр. Среди пред­метов новгородского культурного слоя найдены части лодок - весьма важного, а подчас и единственного средства передвиже­ния. Основания лодок делали долблеными. К заготовленному из бревна основанию пришивали ребра. Это так называемые набойные ладьи. Лодки были оснашены шпангоутами, лодочными скамь­ями, веслами и уключинами. По рекам ходили разные лодки: среди них были и большие весельные, и парусные. Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее сухопутных. Сухо­путные пути приходилось прорубать через лесные чащи, они зара­стали, требовали постоянного ухода.

Город часто отражал нападения немецких рыцарей. Поэтому не случайно среди археологического материала довольно много оружия. В основном это железные наконечники копий и стрел. Особый интерес вызывают кинжалы и мечи. В Новгороде встре­чаются своеобразные четырехгранные, похожие на штык, мечи. Рыцарские средневековые доспехи для такого узкого оружия не были помехой. Железные доспехи у новгородцев были двух ти­пов: в Неревском конце города найден доспех, состоящий из мно­жества железных пластин; кроме того, были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из отдельных железных ко­лечек, широко известные и в других городах.

В новгородской архитектуре хорошо заметны два периода: ранненовгородская архитектура - XI-XII вв. и более поздняя архитектура Новгорода, которая начинается с XIV в.

Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и до­вольно сложны по своей конструкции. В росписи стен преобла­дали лишенные живости и движения, строгие, застывшие компо­зиции. К ранненовгородской культуре, в частности, относится рас­копанный административный и политический центр Новгорода - Ярославово дворище. Название его происходит от Ярослава Муд­рого, который основал на этом месте дворец. На Ярославовом дворище до XII в. жили новгородские князья, а после того, как князьям было запрещено жить в пределах города, стало соби­раться новгородское вече и территория княжеского дворца пре­вратилась в политический центр Новгородской республики.

Мировоззрение людей феодальной эпохи было в основе своей религиозным. Однако в народе прочно жили еще старые языче­ские культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов выте­кает из Ильменя, по словам летописи, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано архео­логами. Оно окружено рвом с восемью полукруглыми выступами. Все святилище имело красивую форму цветка с восемью лепест­ками. В каждом лепестке горел жертвенный огонь. В центре его был круг, внутри которого стояло изображение Перуна. В земле найдено основание этой статуи. В Неревской части города, в вы­рытой в материке яме найдено семь деревянных резных чаш. Счи­тают, что это обряд жертвоприношения первых поселенцев этой части города.

Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси мы встречаемся с однородными явлениями в архитектуре каменных зданий, вызванными развитием демокра­тической жизни в городах. Но наиболее благоприятная почва для этого, естественно, сложилась в городе-республике. В середине и второй половине XIV столетия в Новгороде было построено много церквей. Около Новгорода на Волотовом поле была построена церковь Успения. По сравнению со сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в. Волотовская церковь про­ста: четыре столба поддерживали единственный купол. Такая при­мерно планировка характерна для всех остальных сооружений этой эпохи: церковь Федора Стратилата на Торговой стороне, Спаса Преображения на Ильиной улице, церковь Рождества - все они архитектурно просты, сложены целиком из камня, иногда из камня и кирпича. В отличие от ранее употреблявшейся тонкой плинфы стал применяться более толстый кирпич. Начиная уже с XV в. кирпич становится в Новгороде единственным строитель­ным материалом не только для сооружения церквей, но и для дворцов новгородских бояр.

Новое, демократическое направление чувствуется и во фреско­вой живописи. Вместо неподвижных фигур с прямо устремленным взором человек стал изображаться динамично и в сложных ком­позициях. Художники заставляют человеческие тела изгибаться, складки их одежды развеваются как бы сильным ветром. Для этих образов характерны широкие и плавные жесты. Особенно интересны росписи церкви Спаса Преображения, выполненные замечательным мастером XIV в. Феофаном Греком. Человече­ские образы исполнены движения, психологизма, динамики и полноты чувств. Исключительным драматизмом проникнута ком­позиция «Воскрешение Лазара» в Волотовской церкви. Мария Магдалина распростерта на земле и всем телом тянется к ногам Христа. Марфа от земли устремляется к Христу, требуя чуда. А повелительный жест Христа, воскрешающего Лазаря, исполнен великолепия и силы. По своему содержанию и трактовке сюжеты росписи значительно отступили от церковной традиции, многие композиции были заимствованы из обычных народных легенд и проникнуты иногда ненавистью к богатым. В одной из компози­ций Христос изображен в образе больного нищего в рубище, с су­мой и посохом в руках, пришедшим в монастырь к игумену во время богатого пиршества и безжалостно прогнанным пирую­щими. Таким образом в церковную живопись в XIV в. вносится свободное отношение к обрядовой стороне и простые человече­ские переживания.

Новгородское монументальное строительство в XIV-XV вв. развивалось на достижениях прошлого. В сооружении некоторых храмов сохраняются старые приемы кладки массивных, несколько

наклонных стен; на внешнее оформление храмов и их отделку оказало влияние русское деревянное зодчество. В это время в Новгороде возникают гражданские каменные постройки. К ру­бежу XIV-XV вв. относится открытый в Новгороде каменный дом посадника Юрия Онцифоровича. Дом был значительно боль­ше по площади жилищ рядовых новгородцев, с подклетом, имел, очевидно, несколько этажей.

В слоях XIV-XV вв. открыты мастерские сапожников, юве­лиров, кожевников. К этому времени относится подъем ремеслен­ного производства, происходит дальнейшая специализация реме­сла, усложняются технические приемы ремесленников. Данные писцовых книг, собранный археологический материал, металлогра­фический анализ железных изделий подтверждает, например, уз­кую специализацию кузнецов, среди которых выделяются щитники, секарники, стрельники, замочники, пищальники, котельники, ножовщики.

На воротах Софийского собора в Новгороде сохранился автопортрет одного из новгородских ремесленников, чинившего в XIV в. эти ворота. На портрете изображен бородатый, стрижен­ный под кружок мужчина; на нем кафтан и сапоги, в руках кле­щи и молот.

 

ещё по древнерусским городам:

Археология Москвы
Старая Рязань
Древний Киев
Археологическое изучение древнерусских городов
 
 

 

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.