¬верх ¬низ
Опубликовано: Июнь 17, 2015

Кикладское искусство

Кикладское искусство - это изобразительное искусство древней кикладской цивилизации, которая процветала на островах Эгейского моря с 3300 по 2000 гг до н. э. Наряду с минойцами и микенцами жители Кикладских островов являются представителями одной из трех Эгейских культур. Поэтому Кикладское искусство является одной из трех главных ветвей Эгейского искусства.

Искусство неолита

Почти вся информация, известная об искусстве Киклад эпохи неолита, получена из раскопок на острове Салиагос около Антипароса. Керамика этого периода подобна керамике Крита и материковой Греции. Археолог Синклер Худ пишет: «Характерной формой является чаша на высокой ноге, подобная тому типу чаш, которые находили на материке в эпоху позднего неолита».

Кикладское искусство  

Кикладские скульптуры в Национальном археологическом музее Афин, фото: Sailko, Attribution 2.5 Generic (CC BY 2.5)

Раннее кикладское искусство

Раннее кикладское искусство делится на три периода (EC I (англ. "Early Cycladic" - раннее кикладское) (2800-2500 гг до н.э.), EC II (2500-2200 гг до н.э.) и ЕС III (2200-2000 гг до н.э.)), это искусство ни в коей мере не ограничено строго каким-либо из этих периодов, а в некоторых случаях, оно даже представляет более чем один из Кикладских островов. Искусство периода EC I лучше всего было представлено на островах Парос, Антипарос и Аморгос, в то время искусство периода ЕС II в первую очередь встречается на Сиросе, а периода ЕС III - на Мелосе.

Кикладское искусство. Ранние терракотовые статуэтки (2200 - 2000 гг до н. э.)

Ранние терракотовые статуэтки (2200 - 2000 гг до н. э.),  фото: Leonard G., общественное достояние

 

Кикладская скульптура

 Арфист (ранний кикладский II период; Badisches Landesmuseum, Карлсруэ)

Арфист (ранний кикладский II период; Badisches Landesmuseum, Карлсруэ), фото: Robur.q, Attribution-ShareAlike 3.0 Unported 

Кикладское искусство. Арфист

Арфист (ранний кикладский II период; Badisches Landesmuseum, Карлсруэ), фото: Smial, Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

Самыми известными предметами искусства этого периода являются мраморные фигуры обычно называемые «идолы» или «статуэтки», хотя ни одно из этих названий не является точным: первый термин предполагает религиозную функцию, касательно которой у экспертов нет единого мнения, а последнее не в полной мере характеризует самые крупные фигуры, которые были размером почти в натуральную величину. Эти мраморные фигуры обнаруживают разбросанными в Эгейском море, предполагается, что они были популярны среди жителей Крита и материковой Греции. Пожалуй, самыми известными из этих фигур являются музыканты: арфист и трубач. Они относятся примерно к 2500 г до н.э., иногда их считают «самыми ранними из дошедших до нас музыкантов с островов Эгейского моря».

Большинство этих фигур, однако, является сильно стилизованными изображениями женской человеческой фигуры, как правило, они имеют плоские геометрические характерные черты, создающие поразительное сходство с сегодняшним современным искусством. Тем не менее, это может быть и современным заблуждением, так как есть информация о том, что изначально эти идолы были ярко окрашенными. Большинство статуэток изображают  обнаженное тело женщины, руки которой сложены на животе. Многие исследователи, рассматривавшие эти артефакты с  антропологической или психологической точки зрения, считали, что они являются изображением Великой Богини природы в непрерывной традиции неолитических женских фигур, таких как Венера Виллендорфская. Хотя некоторые археологи и соглашаются с этим утверждением, данная интерпретация не принимается всеми археологами, среди которых нет консенсуса по вопросу их значимости. Они по-разному интерпретируются как идолов богов, образы смерти, детские куклы и прочее. Один крупный специалист считает, что они были «чем-то большим, чем куклы и, вероятно, чем-то меньшим, чем священные идолы».

Предположения о том, что эти изображения были идолами в строгом смысле - объектами культа, бывшими центром ритуального почитания - не подкреплены никакими археологическими данными. Археологические свидетельства позволяют предположить, что эти изображения  регулярно использовались в погребальной практике: все их находили в могилах. Но по крайней мере некоторые из них демонстрируют явные признаки того, что они были отремонтированы, подразумевая, что эти объекты были ценными для умершего при жизни и не были созданы специально для погребения. Кроме того, крупные фигуры были иногда разбиты таким образом, что похоронена была только часть из них, и этому  явлению нет никакого объяснения. Фигуры, по-видимому, захоранивали как с мужчинами, так и с женщинами. Они обнаруживались не каждой могиле. В то время как идолы чаще всего встречаются в могилах лежащими на спине, более крупные экземпляры, возможно, устанавливались в святилищах или жилищах.

 

Керамика

Работать с местной глиной художникам оказалось сложно, и гончарные изделия, блюда и вазы этого периода часто были заурядными. Внимания заслуживают так называемые «сковороды», появившиеся на острове Сирос в период ЕС II. Большинство ученых считают, что эти «сковороды» не использовались для приготовления пищи, возможно, они были амулетами плодородия или зеркалами.

Кикладское искусство. Женская фигура, ок 3000 г до н.э. Бруклинский музей

Женская фигура, ок 3000 г до н.э. Бруклинский музей, фото: Kaitlyn153, Charles Edwin Wilbour Fund - Brooklyn Museum

Кикладское искусство. Идол  

Идол, фото: Lusitana, 

Кикладская женская фигурка, ранняя работа, вариант Спедос  

Кикладская женская фигурка, ранняя работа, вариант Спедос, Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

Кикладское искусство. Группа из трех фигурок из раннего кикладского периода II, ранний тип Спедос  

Группа из трех фигурок из раннего кикладского периода II, ранний тип Спедос, фото: H-stt, Attribution-ShareAlike 2.5 Generic

Кикладская мраморная статуэтка типа культуры Керос  

Кикладская мраморная статуэтка типа культуры Керос, фото: Jastrow

Золотая фигура козла, поздний кикладский период (XVII век до н.э.)  

Золотая фигура козла, поздний кикладский период (XVII век до н.э.), фото: the_girl, Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)



От: moderator




Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.