На главную
Охота в горах. Джами. «Золотая цепь». Рукопись ГПБ, Дорн 434. Вклейка-форзац в конце книги на л. 81 б, 82а. Между 1405-1415 гг. Самарканд
Охота в горах. Джами. «Золотая цепь»

Охота в горах. Джами. «Золотая цепь»


Миниатюра — разрезанная на две, очевидно, при вклейке ее в более поздний (1549) манускрипт, — изображает царскую охоту с участием знатных охотников, загонщиков, егерей, свиты. В центре композиции, на белом коне, видимо, правитель Самарканда Халил-Султан либо Улугбек, шесть других всадников — молодые сородичи или ближайшие сподвижники. Действие происходит осенью — уже немного цветов, кустарники потеряли листву, зеленеют лишь деревца арчи (среднеазиатский можжевельник). Может быть, временем года объясняется и холодный, чуть мрачноватый колорит, и множество клочковато-курчавых, прорисованных в манере китайской живописи облаков на позолоченном небе. В ущелье между скал согнаны животные — горные козлы, архары, лани, кабаны, пара барсов, их с ходу ранят меткими стрелами охотники на конях. Своеобразно построение всей композиции. Гряды гор возвышаются в нескольких планах, причем в очертания некоторых скал вписаны странные профили каких-то чудищ. Горы переднего плана обнимают ущелье, и вдоль них сплошным полукольцом расположена вереница всадников, азартно наблюдающих за охотниками. Необычен показ большинства из них со спины или в трехчетвертном повороте - обычно кони и всадники на миниатюрах изображались в профиль. Этой компактной цепочке фигур противостоят семеро главных охотников, четко вырисовывающихся, - каждый поодиночке, в стремительных позах, стреляющих на скаку. Мчатся обезумевшие животные, многие истекают кровью, сраженные наповал. Люди, животные, скалы, даже клочковатые облака — все создает напряженный настрой. Охотничьи сцены известны во многих повторах в восточной миниатюре, но подобной по композиции, колориту, составу участников, особому ландшафту нет.
Миниатюры средней Азии