Сцены битв, сражений, в которых проявляются мужество, доблесть героев, — излюбленные в иллюстрациях к поэтическим произведениям. Данная миниатюра из рукописи о деяниях царевича Михра и его друга Муштари, имена которых звучат как Юпитер и Марс.
Рисунок отличается простотой, лаконизмом, сдержанностью колористического решения. Грациозность, изящество облика царевича не вяжется с представлением о той сверхчеловеческой силе, с которой он единым махом отрубает голову льва. Но для человека феодальной эпохи по могуществу и храбрости царь был почти равен божеству, поэтому людей XVI века не удивляло несоответствие облика царя и масштаба его подвига, наивная трактовка сюжета. Рисунок наполнен динамикой, движением, хотя несколько архаичен по исполнению. В расположении тел льва и всадника ощущаются отголоски геральдических композиций древности.
Сочетание больших плоскостей светлого, бледно-голубого фона и четко выделяющихся на нем ярких маленьких фигурок подчеркивает величие мира природы. Второстепенные персонажи, спускающиеся по склону холма, повторяют образы миниатюры Бехзада из рукописи Хосрова Дехлеви (ГПБ, Дорн 394). Это свидетельствует о тесных взаимосвязях с гератской школой, использовании гератских рабочих калек и припорохов художниками, эмигрировавшими в Бухару после нашествия Шейбанидов.
|