На главную
ЦАРЕВИЧ МИХР, ОТРУБАЮЩИЙ ОДНИМ УДАРОМ ГОЛОВУ ЛЬВУ, Ассар. «Михр ва Муштари». Галерея Фрир. Вашингтон. 1523 г. Бухара
ЦАРЕВИЧ МИХР,  ОТРУБАЮЩИЙ ОДНИМ УДАРОМ ГОЛОВУ ЛЬВУ, Ассар. «Михр ва Муштари»


Сцены битв, сражений, в которых проявляются мужество, доблесть героев, — излюбленные в иллюстрациях к поэтическим произведениям. Данная миниатюра из рукописи о деяниях царевича Михра и его друга Муштари, имена которых звучат как Юпитер и Марс.
Рисунок отличается простотой, лаконизмом, сдержанностью колористического решения. Грациозность, изящество облика царевича не вяжется с представлением о той сверхчеловеческой силе, с которой он единым махом отрубает голову льва. Но для человека феодальной эпохи по могуществу и храбрости царь был почти равен божеству, поэтому людей XVI века не удивляло несоответствие облика царя и масштаба его подвига, наивная трактовка сюжета. Рисунок наполнен динамикой, движением, хотя несколько архаичен по исполнению. В расположении тел льва и всадника ощущаются отголоски геральдических композиций древности.
Сочетание больших плоскостей светлого, бледно-голубого фона и четко выделяющихся на нем ярких маленьких фигурок подчеркивает величие мира природы. Второстепенные персонажи, спускающиеся по склону холма, повторяют образы миниатюры Бехзада из рукописи Хосрова Дехлеви (ГПБ, Дорн 394). Это свидетельствует о тесных взаимосвязях с гератской школой, использовании гератских рабочих калек и припорохов художниками, эмигрировавшими в Бухару после нашествия Шейбанидов.
Миниатюры средней Азии