На главную
МАДЖЛИС У ЦАРЕВИЧА, Фирдоуси. «Шах-наме» Рукопись ЛО ИВ АН СССР, С-822. Фронтиспис, л. 1 б, 2
МАДЖЛИС У ЦАРЕВИЧА, Фирдоуси. «Шах-наме»

МАДЖЛИС У ЦАРЕВИЧА, Фирдоуси. «Шах-наме»


В XVI веке одной из частей декоративного оформления книги являлись открывающие ее диптихи (своеобразные фронтисписы), представляющие нередко придворные сцены, не связанные с содержанием рукописи.
Данная миниатюра не иллюстрирует эпизоды «Шах-наме», а изображает маджлис (собрание ученых, литературное или музыкальное состязание). В пестрой хаотической, на первый взгляд, сцене все упорядочено. Действие разворачивается одновременно в саду, в зале, у ворот, причем движение людей направлено к центру зала, где восседает юный принц. В соответствии с начертанием арабской графики рукописи читались и рассматривались справа налево, поэтому основное торжество и сам принц изображены в правой части. В левой части — приготовления к празднику: слуги, выходящие из ворот, несут блюдо с угощением, гости идут на пир; они в контрастных по цвету одеждах, их жесты, движения оживлены. В правой части листа — в центре — принц, окруженный гостями, слугами, музыкантами; у бассейна — сплелись в схватке борцы. Атмосфера состязания, праздничности зрелища подчеркивается цветовым решением миниатюры, где преобладающую роль играют звучные яркие тона золота, голубого, зеленого, оживленные пятнами красного, белого, синего. Обобщенная трактовка неба сочетается с тщательной прорисовкой деталей одежды, убранства, орнаментацией рисунка.
За жанровостью сюжета, за подробной описательной манерой его изображения часто кроется символический смысл, что составляет особенность мышления на Востоке. И здесь борьба пожилого и молодого мужчин демонстрирует развлечения на маджлисе, а также является символом победы зрелого опыта и разума над молодой силой. Возможно, здесь подразумевается притча из «Гулистана» Саади, в которой говорится об ученике борца, самонадеянно вызвавшем на соревнование своего учителя и проигравшем ему, так как учитель применил прием, еще не известный юноше.
Сложное, многоплановое построение листа, насыщенность действия, его сюжетное многообразие типичны для подобного рода двойных фронтисписов среднеазиатской миниатюры XVI века.
Сцена маджлиса отличается по стилистическому исполнению от других иллюстраций «Шах-наме». Это указывает на авторство другого мастера, по-видимому, специализировавшегося на оформлении диптихов, что было принято в мастерских рукописных книг. Над входами, на балдахинах фрагментарно сохранились традиционно-величальные надписи на персидском и арабском языках.
Миниатюры средней Азии