Миниатюры средней Азии, Живопись
Старые мастера умудрялись убедить нас, что цвета драгоценны, как золото или сапфиры. Художник мог сам выбрать цвет, но цвет что-то значил: птица могла быть голубой, дерево — золотым, рыба — серебряной, облако — алым, но художник убеждал нас в той, как важны и почти до боли напряжены эти цвета.
Дж. К. Честертон


Что же так неодолимо "чарует в восточной миниатюре? И в чем ее принципиальное отличие от миниатюры западноевропейской или русской, от живописных свитков, китайских или японских? Этот риторический вопрос, разумеется, — не об отличии этнических образов пли бытовых деталей, не о различии сюжетов, а о самом изобразительном существе миниатюрной живописи Востока как особого вида искусства. И единое ли это явление сама «восточная миниатюра», говоря о которой подразумевают, в основном Средний, частично Ближний Восток. Иногда ее именуют еще «мусульманской», хотя развивалась она как раз вопреки мусульманским догмам... Вопросы наслаиваются один за другим: а если она неоднородна, то насколько четко членится миниатюра Востока — по этно-политическому ли признаку (арабская, персидская, среднеазиатская, индийская) или в рамках локальных школ (тебризская, гератская, бухарская и т. п.).
В искусствоведческом аспекте наиболее закономерно рассмотрение восточной миниатюры именно в системе художественных школ. Но так ли четки разделяющие их стилистические грани? Разумеется, если сопоставить, скажем, миниатюру исфаханского мастера Риза Аббаси и делийского миниатюриста Вишну Даса, то и неискушенный глаз ощутит их явственное отличие, но между ними стоит огромное количество миниатюр (в большинстве неподписных), которые в чем-то тяготеют к иранским, в чем-то к индийским, во многом же отличны от тех и от других. Отсюда непрекращающиеся жаркие споры среди знатоков в части их атрибуции. Объяснение тому в существовании между Ираном и Индией промежуточных звеньев единой цели, располагавшихся одно в Хорасане (средневековая область, охватывавшая часть афганского Туркестана, Северо-Восточного Ирана и юга Туркменской ССР), другое в Мавераннахре (буквально «то, что за рекой» — так в средневековье называли земли Средней Азии между Амударьей и Сырдарьей), стилистически между собой близких, но в чем-то существенном не идентичных.
В чем? Определение потребовало бы обстоятельного трактата — оставим дискуссии специалистам. А в этой книге хотелось бы на показе и характеристике миниатюр, созданных в основном в Бухаре, Самарканде и некоторых других городах, осветить ведущие черты среднеазиатской школы миниатюрной живописи. Ведь там, где речь идет об искусстве, живые впечатления подчас бывают сильнее логики доказательств.
Миниатюре не принадлежит в мировом изобразительном искусстве роль столбовой дороги, но это одна из тех его троп, которые, скользя среди лесов и лугов, взбегая на взгорья и почти теряясь на спусках, тоже ведут в Страну Прекрасного. Проследуем же в эту удивительную страну по стежке, проложенной в XV—XVII веках усердием и талантом плеяды миниатюристов Средней Азии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Миниатюры средней Азии