Миниатюры средней Азии, Живопись
Традиции. Даже прерываясь в ходе исторических коллизий, они подобны таящимся в недрах потухшим вулканам, которые отдают свой жар вырывающимся па склонах горячим источникам.
Еще каких-нибудь полвека назад разговор о древних живописных традициях Средней Азии был бы бесплоден. Замечание Ктесия о том, что во времена походов Александра Македонского в Среднюю Азию во дворцах, святилищах и в частных домах местных «варваров» существовали изображения на темы сказания о пылкой любви Зариадра и Одатиды, воспринималось как малодостоверное... Да и о каких «изображениях» шла речь — скульптурных, живописных? Столь же смутным оставалось и сообщение китайской хроники VII века о храме предков в Кушании (область и город к западу от Самарканда), на стенах которого были изображены правители иранские, индийские, тюркские, византийские. Но если и вправду имелась такая живопись, то кто ее исполнители — местные или пришлые художники? И не единственным ли вообще был в Средней Азии подобный храм? Находка в 1913 году при археологических раскопках на Афрасиабе (древний Самарканд) настенной «фрески» с изображением двух или трех фигур (тут же и погибшей вследствие неумелого вскрытия без закрепляющих средств) осталась не установленной ни по времени, ни по содержанию. Но она явилась первым достоверным свидетельством — да, живопись в Средней Азии была.
В конце 1930-х годов сенсационным стало открытие в поглощенном песками древнем оазисе Бухары на городище Варахша настенной росписи VI—VII веков. В обширном зале на красном фоне стен царственные охотники, сидя на погоняемых погонщиками слонах, сражались со вставшими на дыбы грифонами и гепардами.
Дальнейшие открытия, как снежный ком, нарастали в послевоенные десятилетия. Во дворце хорезмских правителей III века на Топрак-кале были найдены фрагменты стенописи, поражавшие, при всей их дробности, разнообразием образов и мотивов: юноша со свитками, исполненные достоинства дамы, девушка-арфистка, перебирающая тонкими пальцами струны, обитатель камышовых джунглей тигр с тяжелым взглядом неподвижных глаз, пышногрудая сборщица плодов, волны реки с красноперыми рыбками. Топрак-кала впервые дала представление о живописи поры среднеазиатской античности. Позднее его значительно расширили открытия остатков росписей I —II веков из дворца в Халчаяне, жилых домов и святилищ на Дальверзин-тепе, буддийских монастырей Фаяз-тепе и Кара-тепе в Термезе (все на юге Узбекистана, на землях древней Бактрии). На них предстают то кудрявый юноша, то всадник в шлеме и с мечом на бронированном коне, жрец и жрицы с детьми в воздетых руках, знатные адоранты в богатых кушанских кафтанах, Будда в сияющем ореоле. Стиль этих росписей характеризует тонкая, уверенная линия, разнообразие поворотов фигур — профильных, трехчетвертных, лишь в особых случаях строго фронтальных. Цветовая гамма неширока, но примечательно, что наряду с наложением плотных, однородных закрасок иногда применяется штриховая или тоновая моделировка форм, напоминающая помпеянскую живопись.


ПОСЛЫ. Фрагмент настенной росписи дворца на Афрасиабе. VI— VII вв. Западная стена
ПОСЛЫ. Фрагмент настенной росписи дворца на Афрасиабе. VI— VII вв. Западная стена


Все же, судя по накопленным материалам, ведущее место в монументальном искусстве среднеазиатской античности принадлежало скульптуре. Живопись же восторжествует в период раннего средневековья: в VI — VIII веках созданы росписи, открытые в Пенджикенте, Балалык-тепе, Варахше, Шахристане. Самарканде, Аджина-тепе. Все они связаны с архитектурой интерьеров, входя в оформление залов и приемных комнат дворцов и жилых домов, святилищ при храмах локальных религий и при буддийских монастырях.
Связи с античной традицией не прерываются — они проступают в некоторых сюжетах — так, в Калаи-Кахкаха (VII—VIII вв.) обнаружено изображение волчицы, к соскам которой тянутся двое младенцев. Это почти повтор известной римской статуи капитолийской волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. Но повторяет ли она именно римский миф или — что вероятнее — использует римский иконографический эталон применительно к какому-то местному преданию? В комнате одного из жилых домов Пенджикента оказалось изображение басни о гусыне, несшей золотые яйца, которую зарезал на лакомое блюдо ее недалекий владелец. Откуда заимствована эта тема — у греческого ли баснописца Эзопа или из индийской книги «Калила и Димна», обошедшей в переводах весь Средний Восток? Скорее всего это местная версия древнего сюжета, на который живописцем и был разработан художественный отклик.
Бескрайний мир мифологического, эпического, басенно-назидательного, сказочно-фольклорного творчества народов Средней Азии предстает в открытых археологическими раскопками настенных росписях. В одних из них ученые угадывают подвиги легендарного витязя Рустема, сказание о сватовстве трех сыновей царя Феридуна к прекрасным дочерям царя Серва, оплакивание безвинно убитого Сиявуша. В зале Самаркандского дворца представлены богатый караван и многочисленные гости; согдийские надписи сообщают о прибытии к царю Самарканда послов с дарами от Чаганианского правителя в составе свадебного кортежа принцессы, сопровождаемой кормилицей, фрейлинами и знатными сватами. Но в подавляющем большинстве сюжеты настенных росписей, видимо, понятных, и близких современникам, для нас пока остаются загадкой. Разнообразие же и богатство их поразительны: битвы и пиршества, приемы и беседы, игра в нарды и игра на музыкальных инструментах, осады крепостей и галантные свидания, обряд у жертвенника с пылающим огнем и четверорукая богиня на льве или слоноподобном монстре. Повторов пет, но есть нечто, объединяющее эти росписи: единство стиля при известном разнообразии манер, позволяющем предполагать существование нескольких локальных художественных школ.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Миниатюры средней Азии